Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))
по ходатайствам верующих. В течение 1945-1947 гг. Мурманский ОИК1 согласился с предложениями открыть молитвенные дома на основании 11 ходатайств: из Мурманска, Кировска, Колы, Ковды, Кандалакши, Мончегорска, Ловозерского района [ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 71. Л 7.]. История появления первой церкви в Кировске начинается несколько раньше даты самой постройки, поскольку жители города Кировска еще в 1937-1938 гг. предприняли попытку получить разрешение на строительство церкви и собрали для этого более положенных 250 подписей. Этим занимались три Марии: Мария Пузо, Мария Лапицкая и Мария Рябинина [Сахарова, 2011: 102-103]. Ходатайство об открытии храма в Кировске и список из 400 подписей к нему дважды поступали в Мурманский облисполком в течение 1946 г. [ГАРФ, Ф. 6991. On. 1. Д. 94. Л. 42; Д. 98. Л. 45; Д. 193. Л. 3,6.]. Подготовительный этап постройки храма по рассказам информантов характеризовался отсутствием препятствий для верующих. Строительство храма стало результатом общения со Сталиным одной из женщин, собиравших подписи, - Марией Лапицкой, которая передала ему ходатайство: Ну как быстро (пауза) ну, до войны-то они строили. Война окончилась, только тогда же съездила к Сталину Мария <... >. Проехала без паспорта, без билета (Инф. 2). Она купила билет. Она села в поезд, ее никто не проверил, ее никто не остановил. Это был Божий промысел. Она попала на прием к Сталину и получила разрешение. Вот вы можете себе представить?! Как этого можно добиться? (Инф. 4). Сталин выступает в данном сюжете как царь-благодетель. В старинных преданиях в этом качестве чаще всего упоминаются Петр Первый, Иван Грозный, Екатерина Вторая [Ахметова, Лурье, 2010: 85]. Мария, отправившаяся на прием к Сталину, приобретает черты мифологического персонажа. Она проходит в Кремль, становясь невидимой, как это происходит с персонажами, пересекающими границу между земным миром и чужим (враждебным). Фольклорно-исторические параллели и варианты данного мотива многочисленны. В сказочной прозе невидимость - волшебный атрибут, необходимый герою для достижения цели. Он может быть опредмечен (шапка- невидимка), или невидимый человек может выступать в качестве чудесного помощника: например, в сюжетном типе «Пойди туда не знаю куда» [АТ 465 А]. В исторических преданиях, которые часто содержат легендарные элементы, «свои» спасаются от неприятелей и побеждают их с помощью невидимости или - в обращенном варианте - слепоты врагов [Криничная, 1978: 161-162]. Самые яркие и известные прямые аналогии рассматриваемому случаю представляют беспрепятственное прохождение Авдотьей Рязаночкой вражеских постов по дороге в ставку Батыя [Авдотья Рязаночка, 1991: 77-80] и мотив биографического предания о Вольфе Мессинге, который без пропуска вышел из Кремля, загипнотизировав охрану [Володарский, 2007: 55]. В нашем случае мы имеем дело с агиографическим сюжетом, когда герой получает невидимость, находясь под Божиим покровом (см. работы Непомнящих [Непомнящих, 2014], Штыркова [Штырков, 2012], сюжеты из Киево-Печерского патерика [Киево-Печерский патерик, 1999: 176] и другие): 1Окружной исполнительный комитет 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz