Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))

происходившее в типовых обстотельсгвах тоталитарного всевластия. Верующие и прихожане выступают в данном случае в роли коллективного героя, который действует в условиях исключительного риска. Их поведение призвано проиллюстрировать силу веры, благодаря которой происходит едва ли не чудо спасения от, казалось бы, неминуемой гибели: Но тем не менее вот получшосъ так, что люди взяли и построши, никого не расстреляли, не репрессировали <...>. Это вМоскву приехали. Иосиф Виссарионович, вот поставьте нам... с какого это вот перепугу? Когда в Москве там сносили и закрывали там. А тут разрешили строить То есть такого не было. Не восстановить, а построить. <...>. Потому что ниче не разрешали строить нигде. Поэтому как бы вот что такое люди и что такое их вера. То есть, как они могли добиться того, чтобы им могли позволить вот это сделать (Инф. 5). Местная пресса 1930-х гг. в соответствии с ситуацией изобилует антирелигиозными пропагандистскими материалами [Сахарова, 2011: 102]. Это публикации о внедрении антирождесгвенских дней [Быть готовыми, 1938: 4], антипасхальной работе [Антипасхальный вечер, 1938: 4], о создании ударной бригады безбожников [Ударная бригада безбожников, 1937: 4]. Данный аспект идеологической деятельности власти рассматривается в историко-краеведческих исследованиях (см., напр., работы ЮЛБардилевой [Бардилева, 2000]). Г.Кировск (Хибиногорск) создавался как социалистический, то есть изначально не мог быть заявлен иначе как атеистический [Борьба против религии, 1931: 4; Социалистическое планирование, 1931: 2]. Тот факт, что именно в таком городе появляется храм, усиливает легендарный смысл события и повышает духовный статус самого храма. Мотив «чуда» является одним из основных жанрообразующих признаков легенды. В частности, как пишет Ю.М.Шеваренкова, легенды о происхождении и появлении местных церквей сопряжены с мотивом чуда и в своей основе зачастую прямо или косвенно развивают сюжет о контакте человека со святой силой [Шеваренкова, 2004: 65]. Нам удалось записать от информантов и найти в периодике тексты, в которых именно так и интерпретируется факт появления первого храма, например: Вы понимаете это в то время! Это было похоже на сказку! Тут явно Божий промысел (Инф. 3). В региональной прессе встречаем интервью со служащим монастырским священником, отцом Георгием: «Это, действительно, такое местное чудо. В 1946-м году сначала на улице Полярной (нынешней Олимпийской) дали барак под церковь. Молились православные кировчане о храме. И в 1984 году уже переделали жилой дом под церковь на 23-м километре. Планировали город атеистов, а Божия Матерь по-своему рассудила» [Рябова, 2007: 11]. По устным рассказам можно установить главных персонажей, которые выступили проводниками «воли Божией». Три Марии и академик Ферсман Новый курс советской власти в отношении церкви реализовывали на местах уполномоченные Совета по делам РПЦ. Благодаря их помощи и активным усилиям Церкви [Одинцов, 2004] количество православных молитвенных зданий и монастырей, официально признанных государством, постоянно возрастало. Таким образом, у православных христиан появилась возможность вновь открывать храмы 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz