Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))

события. Несмотря на это удалось найти людей - «держателей истории», по воспоминаниям которых стало возможным получить представление о том, как интересующее нас событие отражено в устной истории города. На такие тексты мы обращали первостепенное внимание. Дополнительными источниками сведений являются пресс-публикации и литературные материалы краеведов, связанные с нашей тематикой. Появление первого храма в Кировске По вполне ясным причинам история появления первого храма в Кировске презентируется в основном в рассказах воцерковленных верующих и членов общины. У остальных информантов представления о том, какой храм является первым, неотчетливы. За первый храм на улице Полярной (теперь Олимпийской) принимают одноименную церковь Казанской иконы Божией Матери, находящуюся в поселке Юкспорр. В устных рассказах об истории появления первого храма отмечается естественная фрагментарность: Соб.1: Помните или, скорее всего, потому что это давно было, знаете ли вы историю появления первого храма в Кировске? Инф.: Первый храм появился до меня (смеется). Меня еще не было. Рассказывают, что он появился в войну. Жители просили. И им разрешили. Он появился. Он был на Олимпийской. Соб.: А еще что-нибудь знаете про постройку или как появился храм? Инф.: Нет. Больше ничего не знаю (Инф. 1). В рассказах информантов, достаточно хорошо ориентирующихся в истории города, находит отражение фольклорный сюжет о создании культурного объекта по слову правителя. Он находит воплощение в конкретных социально-исторических реалиях, которые являются знаками времени: Кировский храм вот. Ну, как построили? Всех расстреливали, казнили там направо налево. Оказывается не совсем так. В тридцатые годы. Вот как только начал строиться Кировск, там группа прихожан поехала в Москву на получить разрешение на строительство храма. Они попали к самому Сталину. И тот им разрешил. Это еще не было войны. То есть им разрешили построить храм. Видимо Иосиф Илларионович <оговорка информанта - А .Д> где-то визу наложил. Потому что, когда война закончилась, этот храм был построен. То есть, никто не взял на себя дерзость не выполнить это указание (Инф. 5). Сталин, таким образом, выступает в фольклорной роли строгого, но мудрого правителя. С позиций историко-типологического и «персонажного» подходов, сюжет представляет развитие спроецированной на конкретную историческую личность общей фольклорной традиции «изображения патриархальных отношений между вождем, князем, царем и подданными, не лишенной идеализации, уходящей корнями в социальные отношения и мифологические представления доклассового общества» [Криничная, 1991: 26]. На наш взгляд, точнее говорить об универсальной, устойчивой интерпретативной модели, применяемой к известным социально-историческим реалиям [Неклюдов, 1998]. В соответствии с ней тематизируется конкретное событие, 1Соб. - собиратель, Инф. - информант 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz