Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))

замедляться. С 1943 г. число репрессий против РПЦ1 стало резко сокращаться. С начала Великой Отечественной войны на «церковном фронте» установилось затишье, а с 1943 г. начинается политика поиска диалога с церковью, выгодная государству. Русская Православная Церковь играла одну из центральных ролей в «большой политике» советского руководства - с осени 1943 по лето 1948 гг. [Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война, 1943: 77]. Разрушение церквей, как и выраженная антицерковная политика в целом, прекратились лишь на время. Отказ от искоренения религии в кратчайшие сроки «не означал прекращения преследования церкви и продолжался также в послевоенный период» [Курляндский, 2008: 11]. Для РПЦ суровые годы Великой Отечественной войны стали переломным этапом [Якунин, 2003: 83-921. Отправной точкой «потепления» отношения к РПЦ принято считать историческую встречу трех митрополитов со Сталиным 4 сентября 1943 г. Одно из требований митрополитов состояло в том, чтобы у православных христиан была возможность открывать храмы [Pospielovsky, 1997]. Впоследствии в некоторых частях страны появились действующие церкви. Источников, описывающих ситуацию, сложившуюся на Кольском полуострове в тот период, крайне мало. Известно, что к началу 1930-х гг. в Мурманской области практически полностью была завершена деятельность церковно-административных структур, были закрыты почти все храмы, церковно-приходская жизнь находилась на грани полного уничтожения [Бардилева, 2000]. Если в 1917 г. на Кольском Севере насчитывалось 53 православных храма, то к началу 1940-х гг. не осталось ни одной действующей церкви [Грашевская, 2013: 91]. Первый православный храм появился только в послевоенный период в г. Кировске. Настоящее исследование направлено на выявление сюжетов, связанных со строительством православных храмов в г.Кировске. Изучение истории строительства храмов в городах, построенных в Мурманской области в советский период, может основываться на архивных материалах (областном и епархиальном), краеведческих публикациях. На определенном этапе исследования мы решили обратиться к особому виду источников - устным, «живым» преданиям, сохраняющим память о появлении и строительстве православных храмов в городе Кировске. В основу исследования положены полевые материалы (тексты интервью), записанные автором в городах Мурманской области Апатитах и Кировске. Устные рассказы горожан обладают достаточным информационным потенциалом, особенно если учитывать фрагментарность документальных данных. Вместе с тем фактор достоверности в этом случае не имеет решающего значения, материал рассматривается не столько как исторический источник, сколько как «составляющая локального текста провинциального города, функция которого не «отражать» а «создавать» городскую историю, мифологию, задавать параметры местной идентичности» [Ахметова, Лурье, 2010: 84]. В качестве информантов выступили люди с разной религиозной идентификацией: неверующие (атеисты), представители духовенства, члены православных общин, воцерковленные верующие2, невоцерковленные верующие3. Наиболее интересную информацию содержат воспоминания непосредственных участников и свидетелей возведения первого православного храма в г.Кировске. Их состав оказался весьма немногочисленным, что закономерно связано с давностью 1Русская Православная Церковь 2Регулярно посещающие церковь, знающие ее устав, участвующие в ее обрядах 3Признающие, что верят, но посещают церковь редко или не посещают совсем 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz