Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))

АСПИРАНТСКИЕ ТЕТРАДИ POSTGRADUATE NOTEBOOKS УДК 27-523(470.21):398 А.С.Давыдова ИСТОРИЯ ХРАМОВ ГОРОДА КИРОВСКА В УСТНЫХ ПРЕДАНИЯХ Аннотация В статье отражены результаты исследования устных источников, «живых» преданий, сохраняющих память о процессе храмостроения в городе Кировске Мурманской области. Строительство первого храма соединено с «явлением чуда» и «государева благоволения». Некоторые личности стали частью городской истории, сопряженной с храмостроением. Перемещение храма, постройка церкви на новом месте расцениваются как его разрушение и страшный грех. Новое место для постройки церкви могут оправдываться божественным волеизъявлением или исторической судьбой города, его жителей. Ключевые слова: храм, предание, православие, вера, Мурманская область. A.S. Davydova HISTORY OF KIROVSK TEMPLES IN STORYTELLING Abstract The article focuses on a research of verbal sources, the «living» storytelling, as a traditional way to preserve memory of temple construction in Kirovsk city, Murmansk region. The construction of the first temple was connected with the «miracle» and «monarch’s goodwill». Some personalities became part of the city’s history which is tied with the construction of the temple. The moving of the temple and building a temple at new location is seen as its destruction and is considered as a terrible sin. New location for church is often accompanied by compensatory text and associated with divine will or historical fate of the city and its people. Key words: Church, storytelling, Orthodoxy, the faith, the Murmansk Region. Исторические события XX в. оказались непростым временем для многих людей. Особенно трагичным минувший век стал для верующих, поскольку атеистическая идеология СССР, массовое уничтожение сооружений религиозного культа превратились для них в настоящее испытание. Масштабная антирелигиозная политика была направлена, в первую очередь, против Русской Православной Церкви [Поспеловский, 2000]. Сталинские репрессии унесли жизни сотен тысяч православных священнослужителей и мирян, было закрыто подавляющее большинство храмов, упразднены все монастыри, разрушена система духовного образования, уничтожены миллионы книг религиозного содержания [Шкаровский, 2009: 1] . Массовым порядком церкви начали разрушать в 1928-1929 гг. Период 1920-1930-х гг. является одним из самых сложных и драматических в истории православия в России [Басова, 2006]. Именно тогда политика Советского государства в отношении Церкви была особенно жесткой и нетерпимой. Разрушение храмов достигло своего апогея в 1932-1933 гг., а с 1934 г. темпы этого процесса начали 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz