Труды КНЦ вып.27 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 1/2015(27))

С позиций социологического подхода понятия толерантность и интолерантносіъ описывают возможные формы социального действия в отношении «Другого». При таком подходе интерес составляет рациональная деятельность индивидов и ее мотивационные основания. Опираясь на философские теории, можно перейти к социологическому рассмотрению толерантности как специфической социальной ценности, воплощающейся при определенных условиях в специфические модели социальных взаимодействий индивидов и групп индивидов [Елисеев, Устинова, 2010: 45-47; Eliseev, Ustinova, 2011]. Изучение толерантности концентрируется на процессах коммуникации индивидов в контексте «мы - чужие», поэтому важно ответить на вопросы о том, как происходят процессы социальной категоризации «мы - они» и что лежит в их основе, какими характеристиками маркируется группа «своих» и группа «чужих» (в соответствии с теорией социальной категоризации и идентификации, разрабатывавшейся Дж.Тернером, Р.Браун, Х.Джилс, М.Биллинг, Г.Тэджфел). При таком подходе для описания проблем толерантности в процессе межличностного взаимодействия приемлема интерпретативная парадигма в социологии или микросоциология. При социологическом рассмотрении социальных взаимодействий в контексте толерантности важно ответить на следующие вопросы: • кто является субъектом социального действия (в качестве которого могут выступать как отдельный индивид, так и их группа); • кто является объектом социального действия (это индивиды, их объединения, но, что важно, дифференцированного в категорию «Другой», «Чужой» субъектом социального действия); • что выступает предметом социального действия (это некий значимый признак, по которому существует вероятность дискриминации субъектом объекта: чаще всего в качестве таковых выступают культурные отличия - верования, образ жизни, система ценностей и др.); • какие эмпирические показатели толерантности и интолерантности? Нами использовались также положения концепции политической культуры Г.Алмонда и С.Вербы, в частности, интерпретация политической культуры как совокупности индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы, субъективной сферы, образующей основание политических действий и придающей им значение. В исследовании политическая толерантность рассматривалась, с одной стороны, как ценность, а с другой - как поведенческая установка. Таким образом, предполагалось выявить, являются ли принципы политической толерантности значимыми для студентов и как они реализуются на уровне их политических установок. Теоретико-методологическую основу исследования ценностей и установок составила теория социальной установки, связанная с именами У.И.Томаса, Ф.Знанецкого, Р.Лайкерта, Л.Терстоуна, ВПарка, Г.Олпорта, Р.Лапьера, В.А.Ддова и ряда других авторов, а также их идея о вербальной представленности атгитюда. Эмпирическая основа исследования В статье представлена часть результатов, полученных в ходе эмпирического социологического исследования на тему «Ценности и установки политической толерантности в политической субкультуре студентов Мурманской обл.». При знакомстве с результатами исследования необходимо учитывать контекст конкретных событий, которые сопутствовали опросу, оказали на него существенное влияние и были специально учтены исследователем. Основной сбор первичных социологических данных целенаправленно был осуществлен в декабре 2011 г., 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz