Труды КНЦ вып.34 (ЭНЕРГЕТИКА вып. 8/2015(34))
• несимметричная или неполнофазная нагрузка. В развитых промышленных сетях этот вид несимметрии кратковременно может возникать, но в случае подстанции «Титан» мы имеем дело с практически постоянным уровнем тока; • наличие гармоник, кратных третьей (например, в результате воздействия геомагнитных бурь); • влияние пофазной несимметрии линий электропередачи, подключенных к автотрансформатору. Для выявления причины повышенных значений токов в нейтрали автотрансформаторов создана компьютерная модель подстанции 330 кВ «Титан» и прилегающего к ней участка сети. Расчеты выполнены в программе для моделирования переходных процессов в электрических цепях АТР-ЕМТР [2]. Подстанция «Титан» расположена вблизи г. Апатиты и обеспечивает электроснабжение одного из крупнейших в регионе промышленных предприятий - Апатитонефелиновой обогатительной фабрики, а также аэропорта Хибины в Апатитах. Подстанция получает питание от Кольской АЭС по линии 330 кВ длиной 60 км, а от подстанции отходят две линии напряжением 150 кВ к ПС-74 ОАО «Апатит» длиной 13.2 км, а также две линии напряжением 35 кВ, длиной 10 км, которые питают аэропорт. На рисунке 1 представлена принципиальная однолинейная схема подстанции 330 кВ «Титан» с шинами связанных с ней воздушными линиями подстанций 35 и 150 кВ. На подстанцию «Титан» приходит одна линия 330 кВ, напрямую присоединенная к общей шине без коммутационных аппаратов. Две системы шин подключены к линии 330 кВ через разъединители и элегазовые выключатели. Каждый из двух автотрансформаторов АТ-1 и АТ-2 питаются от собственной системы шин. Одной из особенностей схемы подстанции «Титан» является то, что на стороне 150 кВ не предусмотрена установка выключателей. На стороне 150 кВ применена блочная схема включения линий без выключателей и ремонтных перемычек, J1-207 питается от АТ-1, J1-208 от АТ-2. На подстанции 150 кВ эти линии подключены к разным системам шин, но в нормальном режиме межшинный выключатель включен, и линии параллельно работают на одну нагрузку. Со стороны 35 кВ в нормальном режиме также используется блочная схема (J1K-71 питается от АТ-1, a J1K-72 от АТ-2), но в схеме присутствуют шинные и линейные выключатели, а также межшинный выключатель. Типовыми бланками переключений определены следующие последовательности операций (на примере АТ-2): • перевод нагрузки с АТ-2 на АТ-1 с отключением 2В J1-404; • вывод в ремонт АТ-2; • ввод в резерв АТ-2; • включение АТ-2 в транзит. Кроме того, датчиком геоиндуктированных токов в нейтрали АТ-2 были зарегистрированы аварийные коммутации, типовые переключения на АТ-1, а также режимы, возникающие при выводе в ремонт линий электропередачи. Тем не менее, далее будут рассмотрены только процессы в нейтрали автотрансформатора АТ-2 при типовых переключениях. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz