Труды КНЦ вып.34 (ЭНЕРГЕТИКА вып. 8/2015(34))

УДК 621.311 А. А. Пузаков, В. Н. Селиванов, В. В. Колобов ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕСИММЕТРИИ НАГРУЗКИ НА ТОК В НЕЙТРАЛИ АВТОТРАНСФОРМАТОРА Аннотация Статья посвящена исследованию влияния несимметрии нагрузки на величину тока нулевой последовательности в нейтрали автотрансформатора подстанции 330 кВ «Титан» ПАО «ФСК ЕЭС». Проведенные расчеты показали, что причиной возникновения сравнительно высоких значений токов является взаимное электромагнитное влияние двух воздушных линий класса 150 кВ. Ключевые слова: автотрансформатор, ток нулевой последовательности, линия электропередачи, наведённое напряжение. A. A. Puzakov, V. N. Selivanov, V. V. Kolobov STUDY OF THE NON-SYMMETRIC LOAD IMPACT ON ZERO-SEQUENCE CURRENT IN AN AUTOTRANSFORMER Abstract The article investigates the zero-sequence currents in the neutral of 330 kV autotransformer. The calculations showed that the cause of the relatively high values of currents is the mutual electromagnetic coupling between two 150 kV overhead lines. Keywords: autotransformer, zero-sequence current, overhead power line, induced voltage. Уже в течение 10 лет на подстанции 330 кВ «Титан» Кольского сетевого района Карельского предприятия магистральных электрических сетей ПАО "Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы" проводится регистрация токов в нейтралях автотрансформаторов 330/150/35 кВ мощностью 250 MBA. Измерения организованы Центром физико-технических проблем энергетики Севера Кольского научного центра РАН с целью мониторинга геоиндуктированных токов (ГИТ), возникающих в электрической сети во время геомагнитных бурь, вызванных усилением солнечной активности [1]. Измеряемый ток нейтрали подвергается преобразованию Фурье, на хранение поступают значения постоянной составляющей (которая и равна геоиндуктированному току) и действующие значения первой, второй и третьей гармоник, усредненные за период времени, равный 0.1 с. При анализе полученных данных выявлено аномально высокое значение тока 310 в нейтрали автотрансформаторов. Для трансформаторов такого типа и мощности (АТДЦТН-250000/330/150) в Кольской энергосистеме характерными являются значения токов нейтрали порядка первых единиц Ампер, а на подстанции «Титан» в нормальном режиме этот ток находится в диапазоне 10-20 А (в зависимости от нагрузки и величины геоиндуктированных токов), т. е. почти на порядок выше. На подстанции находятся два автотрансформатора, и токи в них одинаковые, то есть повышенный ток не является следствием особенностей конструкции одного из них. Основными причинами возникновения токов нулевой последовательности в нейтрали автотрансформатора могут являться: 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz