Труды КНЦ вып.5 (ХИМИЯ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ вып. 5/2015(31))

Возникающие и сохраняющиеся проблемы геологической подвергаются анализу в работах ведущих российских ученых и геологов-практиков [2-4]. Спектр мнений очень широк, различные авторы предлагают различные, иногда не совместимые друг с другом пути решения проблем минерально-ресурсного сектора. Например, некоторые эксперты выступают за необходимость восстановления геологии как сектора национальной экономики, управляемого отдельным министерством и финансируемого из государственного бюджета, как это было в СССР [5]. Однако в практике других государств отдельные министерства геологии являются редким исключением. Как правило, проблемы геологического характера на национальном и региональном уровнях разрешаются соответствующими подразделениями в структуре министерств или ведомств, занимающихся вопросами геологии, горнодобывающей промышленности и связанными с ними видами деятельности. В любом случае полное исключение государства из участия в геологоразведочной деятельности не может служить решением проблемы. Согласно экспертным оценкам, в настоящее время структура геологической отрасли России по объемам выполняемых работ выглядит следующим образом: государственный сектор (ОАО «Росгеология», федеральные государственные унитарные предприятия, НИИ, учреждения) - 10%; корпоративный сектор - 15%; частный сектор - 75%. Структура затрат на геологоразведочные работы: федеральный бюджет - 10-11%; бюджеты субъектов Федерации - 1%; государственные добывающие компании - 12-13%; частные инвестиции - около 75% [3]. Таким образом, в стране отсутствует единый орган государственного управления в сфере геологического изучения недр. Хотя формально - это Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), фактически оно контролирует ситуацию только в сфере госзаказа, т.е. 10-11% объемов геологоразведочных работ. Мурманская область - один из наиболее развитых горнорудных районов РФ. На базе разведанных месторождений действуют горно-обогатительные предприятия, являющиеся градообразующими для ряда городов и поселков, в которых проживает треть населения области. Продукция Кольского горно­ металлургического комплекса (ГМК) составляет свыше 60% промышленного производства области. Несмотря на то что предприятия ГМК на ближайшие годы обеспечены минерально-сырьевой базой, в перспективе серьезность проблемы ее истощения будет возрастать. Уже на сегодняшний день наблюдается истощение МСБ горнопромышленного комплекса по традиционным для области видам сырья (медно­ никелевые, апатитовые и железные руды) и существенное снижение уровней и темпов ее воспроизводства. Высокорентабельная часть большинства крупных и уникальных месторождений традиционных видов сырья существенно истощена в ходе многолетней интенсивной эксплуатации. В связи с переходом к отработке глубоких горизонтов и подземной добыче полезных ископаемых значительно увеличиваются прямые производственные затраты и капитальные вложения, сохраняется тенденция к ухудшению качества добываемых руд и усложняются условия их разработки. Все это ведет к снижению рентабельности производства, удорожанию конечной продукции предприятий и, как следствие, к потере конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках [6]. Поэтому одной из основных задач, связанных с использованием полезных ископаемых на территории области, является геологическое изучение недр и воспроизводство МСБ. Общероссийская ситуация с финансированием геологоразведочных работ находит свое отражение в регионах, экономика которых базируется на использовании минерально -сырьевых ресурсов. Данные о структуре затрат на ГРР по России в целом в полной мере подтверждаются соответствующими данными по Мурманской области. Динамика структуры затрат на ГРР в регионе представлена в табл. Динамика структуры затрат на ГРР в Мурманской области, тыс. руб. Объем финансирования 2010 г. % 2011 г. % 2012 г. % 2013 г. Федеральный бюджет 51400 10.15 47500 6.42 104100 9.1 - Региональный бюджет 1750 0.35 - - - - - Внебюджетные источники (собственные средства недропользователей и инвестиции) 453576 89.5 692 499 93.58 1042078 90.9 Итого 506726 100 .00 739999 100.00 1146178 100.00 1062952 В 2010 г. по отношению к работам 2009 г. (546 980 тыс. руб.) стоимость выполненных работ уменьшилась на 40 254 тыс. руб. или на 7.4%; по отношению к работам 2008 г. (1 869 490 тыс. руб.) объем финансирования уменьшился на 1 362 764 тыс. руб., т.е. сократился в 2.7 раза. Причина уменьшения - последствия мирового финансового кризиса. Геологическое изучение недр и воспроизводство МСБ на территории Мурманской области осуществляется проведением поисковых работ наиболее перспективных с точки зрения инвестиционной привлекательности видов полезных ископаемых (черные, цветные, редкие и благородные металлы, алмазы, апатит). Работы в этом направлении проводятся за счет собственных средств недропользователей и инвестиций. По фактическому объему финансирования в 2013 г. наибольшие затраты на ГРР на черные, цветные и редкие металлы, что составляет 39% от всего объема финансирования. Поскольку недропользователи прежде всего 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz