Труды КНЦ вып.5 (ХИМИЯ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ вып. 5/2015(31))

Минерально-сырьевой комплекс России является основой экономики государства. По запасам, добыче и экспорту целого ряда полезных ископаемых, прежде всего из Арктических регионов, Россия занимает лидирующее место в мире. Рациональное использование ресурсов недр создает предпосылки для развития других отраслей производственной, а также непроизводственной сферы, способствует появлению значительных социально-экономических эффектов для всего общества. Поисковые и геологоразведочные работы являются фундаментом, на котором базируется воспроизводство минерально-сырьевой базы любого государства. Однако на сегодняшний день их объем в нашей стране явно не обеспечивает в полной мере того уровня воспроизводства, которое адекватно отвечало бы потребностям и перспективам развития экономики России. На протяжении целого ряда лет добыча абсолютного большинства видов минерального сырья в стране обеспечивается в основном созданным ранее резервом запасов. Сокращение числа объектов работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы обусловило уменьшение числа участков недр, подготовленных для передачи в недропользование, т.е. поискового задела. Проблема дефицита поискового задела находит широкое отражение в профессиональных дискуссиях. Запасы полезных ископаемых истощаются, снижаются их качественные и экономические характеристики, эффективность механизмов природопользования находится на низком уровне, что порождает сложности в обеспечении эффективного воспроизводства минерально-сырьевого потенциала. В этих условиях все более актуальной становится разработка хорошо отлаженных механизмов изучения и освоения минерально­ сырьевых ресурсов [1]. Становление режима управления минерально-сырьевым потенциалом в России прошло несколько достаточно противоречивых исторических этапов и насчитывает не одно столетие. В этом процессе можно выделить три этапа: дореволюционная Россия (1700-1917 гг.), советский период (1918-1991 гг.) и современный (включая переходный) период (1992 г. - по настоящее время). Начало современного этапа в развитии управления недропользованием характеризуется принятием в 1992 г. закона «О недрах», который был одним из первых отраслевых законов, принятых в условиях рынка. При плановой экономике геологоразведочная деятельность была сосредоточена на расширенном воспроизводстве минерально-сырьевой базы страны. Это привело к наличию высокого уровня подтвержденных запасов, которые эксплуатируются существующими горнодобывающими предприятиями, и созданию резерва разведанных и подготовленных к промышленному освоению месторождений. В течение переходного периода к рыночной экономике основные положения стратегии геологической отрасли были изложены в законе «О недрах», согласно которому государство несло ответственность за геологоразведку (на ранних стадиях) совместно с частными компаниями (на более поздних стадиях). В начале 1990-х гг. в процессе преобразований созданный в 1930-х гг. горно-геологический комплекс, который обеспечивал единое управление изучением и эксплуатацией недр, упразднен. Также прекратил существование связанный с ним механизм воспроизводства минеральных ресурсов. Федеральные власти передали горный бизнес в частные руки и стали уделять меньше внимания геологии и воспроизводству минерально-сырьевой базы в надежде на то, что компании возьмут на себя всю тяжесть комплексных геологических исследований, которые прежде выполняло государство. Однако в период экономического спада 1990-х гг. добывающие предприятия сосредоточились на приращении добычи, сокращая прочие расходы. Целевые вложения на воспроизводство полезных ископаемых резко сократились, а объемы и качество геологоразведочных работ (ГРР), выполняемых компаниями в соответствии с проектными документами, стало невозможно контролировать. Большие надежды правительство возлагало на рыночные изменения в системе управления недропользованием, в частности на аукционную продажу лицензионных участков под проведение ГРР. Ныне действующая в России система лицензирования недр хорошо зарекомендовала себя в процессе распределения фонда разведанных и предварительно оцененных месторождений, а также большинства перспективных участков по всем важнейшим, прежде всего экспорто-ориентированным, видам сырья. Однако эта система, основанная на пассивном спросе рынка и на расплывчатом разграничении полномочий между государством и бизнесом, не представляется эффективной в отношении воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ). До настоящего времени не существует четкого разграничения полномочий между государством и бизнесом в сфере воспроизводства МСБ. Геологические изыскания осуществляются как за счет федерального бюджета, так и за счет недропользователей (на основе лицензий). При этом сегодня в России поисками и разведкой преимущественно занимаются крупные компании. Малый бизнес в основном предоставляет сервисные услуги. Так сложилось после распада СССР, после разрушения государственной геологической службы. За рубежом картина совершенно иная. В области организации и проведения ГРР лидерство принадлежит малым, так называемым юниорным компаниям. С 1994 г., судя по физическим объемам геологоразведочных работ, отрасль находилась в состоянии стагнации, ожидания разработки государственной политики в сфере геологического изучения недр и воспроизводства МСБ, которая определила бы направление движения: либо в сторону развития рыночных отношений, либо в сторону возвращения к централизованной системе управления. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz