Труды КНЦ вып.5 (ХИМИЯ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ вып. 5/2015(31))
экологическую безопасность при осуществлении экономической деятельности в Арктике»[12]. На первый взгляд в Арктической зоне РФ открыт простор для разработки уникальных технологий по переработке стратегического горнопромышленного минерального сырья и его отходов. Однако оптимизм уменьшается, если проанализировать современное состояние стратегического планирования в России. Оно с июня 2015 г. находится в начале процесса реформирования, который был начат принятием федерального закона «О стратегическом планировании». В соответствии с его новациями должны быть переработаны все действующие документы стратегического планирования и, в частности, разработана вновь Государственная программа социально-экономического развития Арктической зоны РФ как новый документ стратегического планирования. Процесс корректировки и разработки новых стратегических документов серьезно осложняется экономическим кризисом. Более того, все субъекты Федерации, территории которых полностью или частично вошли в состав Арктической зоны РФ, заинтересованы в реализации инвестиционных проектов для обеспечения экономического роста в регионе и будут их лоббировать или не противостоять им даже при отсутствии природосберегающих технологий. Возвращаясь к федеральному закону «Об отходах производства», следует заметить, что в рамках реформы государственного экологического управления в 2015 г. принята его новая редакция. В ней остались без изменений полномочия органов государственной власти и муниципального управления в области обращения с отходами. Орган власти субъекта Федерации осуществляет государственный надзор на объектах хозяйственной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, перечень которых сократился до так называемых «участков местного значения». Только для них регион может выделять средства для разработки новых технологий переработки отходов. Чаще всего этих средств недостаточно для того, чтобы разработать эффективную технологию и поэтому органы власти субъекта Федерации тратят средства на оплату технологий, которые иногда имитируют решение проблемы. Проблема выбора эффективной технологии должна разрешиться в результате создания банка данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов. По нашему мнению, следует создать не одну, а две базы данных: организаций, имеющих лицензию на переработку отходов, с указанием методов и видов перерабатываемых отходов; источников информации о методах переработки отходов по их видам. В полномочия органов местного самоуправления обращение с горнопромышленными отходами вообще не входит. Только в соответствии с федеральными законами о местном самоуправлении и об экологической экспертизе органы местного самоуправления и население могут принимать участие в обсуждении инвестиционных проектов предприятий по расширению, например, хвостохранилищ, или по разработке новых месторождений минерального сырья, подлежащих федеральному экологическому контролю [13].Напротив, в новой редакции закона (статья 5) перечислены несколько новых полномочий федерального органа власти, например, установление перечня видов отходов, захоронение которых запрещается. В новой редакции закона получили развитие следующие направления экономического метода управления обращения с отходами. Например, на брошенные отходы, образуемые при добыче полезных ископаемых, и отходы производства, теперь возникает право собственности у владельца земельного или водного объекта, где они находятся (статья 4). В связи с этим расширяются возможности органов местного самоуправления и малого и среднего бизнеса для организации их переработки и использования. Новацией закона также является разрешение осуществлять ликвидацию горных выработок отходами черных металлов IV и V классов опасности. Другими прогрессивными управленческими инновациями нового закона являются следующие: к 2019 г. должен быть утвержден список наилучших доступных технологий при обращении с отходами; с 1 июля 2015 г. действует уточненный перечень объектов Государственной экологической экспертизы, в него входят объекты и размещения, и обезвреживания отходов и лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Накопление не включено в этот перечень. По нашему мнению, в период экономического кризиса и волатильности спроса и цен на продукты переработки минерального сырья государство может выделить средства на разработку отечественных технологий переработки горнопромышленных отходов хотя бы для проектирования новых горнопромышленных производств в Арктической зоне России. Литература 1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году» [Электронный ресурс] // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://www.mnr.gov.ru/ (дата обращения: 13.11.2015). 2. Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Мурманской области в 2014 году. М., 2015. С. 145 [Электронный ресурс] // Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области: офиц. сайт. URL: http://mpr.gov-murman.ru/ (дата обращения: 13.11.2015). 3. Вернадский В.И. Очерки геохимии // Избранные сочинения. Т. 1. С. 11. 4. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление М.: Наука, 1991. Гл. 2. 271 с. 5. Преображенский В.С., Александрова Т.Д., Максимова Л.В. География в меняющемся мире. Век ХХ: Побуждения и размышления / отв. ред. В.М. Котляков. М.: ИГРАН, 1997. 273 с. 6 . Об отходах производства и потребления: фед. закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 591
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz