Труды КНЦ вып.5 (ХИМИЯ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ вып. 5/2015(31))
сертификатов соответствия системы управления компании требованиям того или иного международного стандарта из серии стандартов ИСО 14000 в ней должны быть разработаны целевые программы и планы безопасного обращения с отходами. Присоединение России к международным договорам, соглашениям и конвенциям, которые регулируют взаимоотношения в сфере обращения с отходами, например к Базельской конвенции в 1989 г., а также ко всем другим в сфере охраны окружающей среды способствовало развитию отечественных технологий переработки различных видов отходов, в том числе за счет усиления международного научного сотрудничества. В связи с этим горнопромышленные компании получили доступ к зарубежным технологиям, которые уже разработаны и успешно используются, поэтому они часто предпочитают купить готовое, чтобы не ждать отечественных разработок и не финансировать их, принимая на себя риски такого инвестирования. Кризисный переход к рыночной экономике значительно уменьшил величину образуемых отходов горнопромышленного производства в связи с падением объемов производства основной продукции до платежеспособного спроса на мировых рынках сырьевых товаров. Например, объем производства апатитового концентрата на АО «Апатит» сократился в 2.43 раза по сравнению с 1989 г. Горнопромышленные предприятия, которые не смогли стать игроками на мировых сырьевых рынках и потеряли потребителей на внутреннем рынке, также в разы снизили объем производства основной продукции или перестали существовать. В результате многие места захоронения и хранения горнопромышленных отходов стали безхозными, что сегодня осложняет проблему их рекультивации или использования в качестве техногенных месторождений. Следует заметить, что горнопромышленные компании, которые функционируют сегодня, не только не снижают объем образования горнопромышленных отходов, но даже наращивают его. Этот факт объясняется применением устаревших технологий производства основной продукции, которые не являются экологически ориентированными. Фактическое отсутствие процесса экологизации горнопромышленных компаний в течение всего периода становления рыночных отношений в России является результатом государственной экологической политики, которая не была направлена на стимулирование их перехода на наилучшие доступные технологии, в том числе и по утилизации отходов. Длительное сохранение института «временно согласованных» выбросов и сбросов загрязняющих веществ и малоощутимые для крупных предприятий ставки платежей за размещение отходов позволяло им не повышать издержки производства, иметь конкурентное преимущество на мировых рынках природных ресурсов и, следовательно, платить больше налогов в бюджеты всех уровней. Этот экономический и политический барьер был, наконец, устранен посредством принятия в 2015 г. изменений в федеральный закон «Об охране окружающей среды», которые должны обеспечить постепенный переход на новую систему экологического нормирования и стимулирования [10]. Принятие этого закона создало правовую основу для стимулирования научных разработок технологий переработки горнопромышленных отходов. Однако реализация намеченной экологической реформы государственного управления сегодня снова находится в зоне повышенных рисков. Самым сильным по негативному воздействию на ход реформы экологического нормирования и стимулирования является новый виток мирового экономического кризиса. Антикризисные меры, принимаемые федеральным правительством опять будут направлены на сохранение доходов бюджетов, которые, как известно, формируются в основном за счет природоресурсных налогов. Горнодобывающие экспортноориентированные компании уже получили государственную поддержку в форме ослабления национальной валюты, также можно с большой степенью вероятности ожидать, что реализация мер по переходу на наилучшие доступные технологии, в том числе и по переработке горнопромышленных отходов, будет отложена во времени. Между тем интерес горнопромышленных компаний, например, к разработке техногенных месторождений в условиях ослабления рубля растет, так как любое увеличение объемов производства основных и нетрадиционных продуктов из минерального сырья, на которые есть спрос на мировых рынках, ведет к увеличению их прибыли. В связи с ростом цен на зарубежные технологии и запрет их продавать, принятый правительствами некоторых стран в качестве санкций для России, происходит снижение и экономических барьеров для отечественных научных разработок в области обращения с отходами производства. Нельзя не остановиться на проблеме реализации государственной стратегии и программы социально экономического развития Арктической зоны России, утвержденной федеральным правительством накануне усиления мирового экономического кризиса и ухудшения геополитической обстановки [11]. За комплексное развитие и реализацию инвестиционных проектов в Арктической зоне несет ответственность Министерство экономического развития РФ, органом управления макрорегионом является Государственная комиссия по вопросам развития Арктики. На Государственную комиссию возложены функции по обеспечению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении социально-экономических задач, касающихся развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности. Одной из важнейших задач органов управления российской зоны Арктики признано изучение и освоение Арктики с учетом потребностей страны и мировых тенденций и обеспечения в связи с этим необходимого уровня фундаментальных и прикладных научных исследований. В стратегических документах приоритет отдан расширению ресурсной базы Арктической зоны РФ для обеспечения потребности РФ в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья. Почти все «другие виды стратегического сырья» - это минеральные ресурсы. В связи с этим перед государственным регулятором ставится задача по обеспечению «внедрения новых технологий изучения и освоения Арктики, а также норм государственного регулирования, обеспечивающих 590
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz