Труды КНЦ вып.5 (ХИМИЯ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ вып. 5/2015(31))

Нельзя не согласиться с выводом В.С. Преображенского и Т.Д. Александровой о том, что техногенные ландшафты, образованные миллионными и миллиардными объемами горнопромышленных отходов, следует рассматривать как «необратимые» [5]. Как известно, резкий рост объемов горнопромышленных отходов был вызван началом широкого применения технологии открытых горных работ и химических технологий переработки минерального сырья, разработка которых, в свою очередь, стала возможна с электрификацией промышленного производства. В нашей стране горнохимическое производство получило наибольшее развитие в 1960-е гг., когда система государственного управления охраной окружающей среды и природоохранная деятельность на предприятиях только начали формироваться. В частности, этим обусловлено отсутствие внимания к проблеме обращения с горнопромышленными отходами как к экологической проблеме. Отвалы вскрышных пород загрязняют на прилегающей территории атмосферу, гидросферу и почвы. Например, с рудами черных, цветных, благородных и радиоактивных металлов в окружающую среду поступают Сг, Cu, Zn, Fe, Ni, Hg, Pb, Cd и другие химические элементы, которые в высоких концентрациях токсичны и опасны для здоровья человека и всех других живых организмов. Задачу науке по разработке технологий переработки горнопромышленных отходов и предприятиям по рациональному использованию отходов производства просто некому было поставить. Вакуум государственного управления проблемой обращения с отходами означал отсутствие государственной политики и ее инструментов. Конечно, ученые осознавали остроту проблемы и ее последствия. Однако в связи с тем, что в СССР заимствование технологий переработки минерального сырья за рубежом было фактически невозможно, научные академические институты страны прежде всего были нацелены на разработку научных основ переработки минерального сырья, а отраслевые научно-исследовательские институты - на разработку наиболее экономичных методов его переработки. Несмотря на то что в СССР довольно быстро были сформированы институциональные основы природоохранной деятельности, управлению проблемой обращения с горнопромышленными отходами уделялось недостаточно внимания. В СССР так и не был разработан федеральный закон, регулирующий деятельность по обращению с отходами. Для управления использовался лишь набор государственных стандартов и санитарных правил. По нашему мнению, в качестве институционального барьера для регулирования деятельности по обращению с горнопромышленными отходами в плановой экономике выступала стратегия государственного планирования, в соответствии с которой предполагалось, что «завтра будет лучше, чем сегодня». Как следствие, все плановые показатели горнодобывающих производств должны были расти от пятилетки к пятилетке. Следует признать, что львиная доля исторически накопленных горнопромышленных отходов была создана именно в период плановой экономики. Трансформация плановой модели экономики на рыночную повлекла за собой полное обновление природоохранного законодательства и почти беспрерывную реструктуризацию системы государственного управления охраной окружающей среды. К настоящему времени действует целый массив нормативных документов, регулирующих проблему обращения с отходами. Прежде всего, это Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", который, однако, был принят только в 1998 г., т. е. одним из последних в ряду природоохранных законов. [ 6 ]. Среди других законов в первом ряду по важности следует назвать Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, например «Санитарно­ эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.1.7.1322-03) "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"» (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 года). Министерство природных ресурсов и экологии РФ и другие федеральные государственные органы также постоянно издают нормативно-правовые акты, например «Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (утвержден приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30), «Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утвержден приказом Министерства природных ресурсов РФ № 50 от 25.02.2010), Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712-ПП «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» и др. [7, 8 ]. В 2002 г. был разработан и утвержден Федеральный классификационный каталог отходов [9]. Одним из важнейших изменений в государственном управлении сферой обращения с отходами явилось создание института платного природопользования, в результате введения которого в практику в 1994 г. производители отходов стали обращать внимание на издержки, связанные с различными формами их утилизации и рекультивации нарушенных ими земель. Несомненно, введение платы за размещение отходов и другие операции с ними послужило толчком к образованию спроса со стороны горнопромышленных предприятий на технологии по их переработке. Другими причинами наблюдаемого в последние годы быстрого формирования рынка технологий по переработке горнопромышленных отходов являются ужесточение административных методов регулирования отношений в области обращения с отходами. Следует отметить влияние развития системы добровольного экологического менеджмента на большинстве горнопромышленных компаний, которые являются экспортоориентированными. Для получения 589

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz