Труды КНЦ вып.5 (ХИМИЯ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ вып. 5/2015(31))
деятельности участников инновационного процесса, обеспечению позитивных сдвигов в реформировании национальной и региональных инновационных систем. На научно-технический и инновационный потенциал регионов Севера и Арктики существенно влияют внешние и внутренние факторы (табл. 1). Таблица 1. Основные внешние и внутренние факторы, влияющие на научно-технический и инновационный потенциал регионов Севера и Арктики Внешние факторы Внутренние факторы Отсутствие единой нормативно-правовой базы регулирования - Федерального закона «Об инновациях и инновационной деятельности» Существенное сокращение численности непосредственных участников научного процесса - исследователей Несформированность национальной и региональной инновационных систем Наличие в научно-технической сфере значительных заделов фундаментальных и прикладных исследований, а также высококвалифицированных научных кадров Отсутствие цепочки непрерывного финансирования инновационной деятельности, состоящей из соединяющихся и дублирующих друг друга звеньев Несоответствие объема и структуры финансирования науки потребностям ее развития и мировым стандартам Отсутствие связующих звеньев в цепочке «наука - производство» и практическое отсутствие государственного регулирования механизма управления технологическим развитием Наличие инфраструктуры инновационной системы Преимущественно ресурсно-сырьевая направленность экономики Значительное старение научных кадров - молодежь в науку не идет, поэтому наиболее опасная угроза для общества связана с утратой преемственности в науке Между бизнесом, наукой и государством на Севере пока не сложились партнерские отношения, отсутствуют постоянные и продуктивные контакты. Именно поэтому, во-первых, не в полной мере используется инновационный потенциал, во-вторых, ограничивается финансирование научных организаций промышленными предприятиями. В результате не повышается конкурентоспособность за счет коммерческого использования новых технологий в связи с низким уровнем предлагаемых технологических решений. Основные проблемы развития научно-технического и инновационного потенциала регионов Севера и Арктики в основном связаны со следующим [5]: • несформированность национальной и региональной инновационной системы; • в нормативно-правовых актах большинства северных регионов, относящихся к научно-технической и инновационной деятельности, не учтена роль человеческого фактора, в том числе меры по стимулированию исследователей и предпринимателей-инноваторов к участию в создании инновационной инфраструктуры; • неразвитость системы страхования инвестиционных и инновационных рисков; • не преодолен стереотип в общественном сознании, согласно которому наука должна обеспечивать инновационные разработки, основанные на знаниях, а предприятия и организации - их реализовывать; • отсутствие информационно-консультативной системы для участников инновационного процесса; • не придается должного внимания целенаправленной региональной научно-технической и инновационной политике, главной задачей которой должно стать создание такого потенциала, который сможет обеспечить переход экономики к качественно новому типу экономического роста; • не созданы инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур, которые позволят осуществить переход к новому типу экономического роста. Для решения имеющихся проблем на федеральном и региональном уровнях следует стимулировать ускоренное создание в северных регионах особых экономических зон технико-внедренческого типа. Эти зоны должны осуществлять трансфер технологий от науки в производство, предоставлять набор необходимых услуг предприятиям в разработке и реализации инновационных проектов, что позволит этим предприятиям улучшить экономические показатели и сконцентрироваться на своей основной деятельности. В настоящее время в инновационной инфраструктуре России наблюдается аномальная концентрация сил и средств не в зонах реального производства, а в центрах обращения финансовых капиталов. Инфраструктурная поддержка развития инноваций не реализуется в полной мере. Доля регионов Севера в общем количестве объектов инновационной инфраструктуры составляет менее 4% (табл.2). Анализ состояния инновационной инфраструктуры регионов Севера позволяет сделать вывод о том, что существуют серьезные дисбалансы в ее создании. Серьезной задачей на ближайшую перспективу является формирование такой инфраструктуры, которая позволила бы обеспечить необходимый баланс ресурсов для формирования эффективных инновационных стратегий развития промышленных предприятий. 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz