Труды КНЦ вып.29 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 3/2015(29))

Примером может служить разная интерпретация красного и синего цвета учеными-физиками и большинством других людей. Для большинства красный цвет обычно считается «теплым», а синий - «холодным», но у физиков синий цвет вызывает ассоциацию с более нагретым телом (это объясняется известным соотношением между температурой черного тела и его спектром излучения). Еще один подобный пример связан с эксплуатацией электростанций. Обычно индикаторы, указывающие на нормальную работу агрегатов, делаются зеле­ ными, а в случаях неисправности применяются индикаторы красного цвета. Но в электротехнике сложилось, что красный цвет используют для обозначения замкнутых цепей, по которым течет электрический ток, а зеленый —для разомк­ нутых цепей. Эти примеры иллюстрируют тот факт, что для правильного и быстрого восприятия информации важно установить, какие стереотипы формируют восприятие пользователя. Тогда можно определить, как правильно отобразить данные. В тех случаях, когда наблюдатель находится в состоянии напряжения, в условиях дефицита времени или он устал, в восприятии проявляется тенденция выделять ожидаемые стереотипы (даже если в нормальных ситуациях восприя­ тие ничем не затруднено). В этом случае важно представлять человеку инфор­ мацию только в том виде, который соответствует его стереотипам восприятия. Кроме способа визуализации информации, на скорость и адекватность ее восприятия влияет и ее количество. Человеческую память часто подразделяют на две составляющие: долговременную память, которая является постоянным источником информации о мире, и кратковременную, или оперативную, память —ограниченный запас «осознанной» информации, который является времен­ ным. В оперативной памяти удерживается ограниченное число несвязанных друг с другом элементов, даже если повторению уделяется все внимание; это число изменяется от 5 до 9 [13]. Из этого следует, что количество отображаемых данных нужно регулировать. Например, группировать данные и ранжировать по важности для отображения только самой важной информации. Заключение В рамках современных информационных систем накоплены огромные объемы информации. Современные ИС становятся все более интеллектуаль­ ными. Это существенно меняет характер и требования к организации человеко- машинного взаимодействия. Увеличивающиеся возможности автоматизирован­ ной обработки информации и знаний позволяют делегировать часть когни­ тивных функций в рамках человеко-машинного взаимодействия информацион­ ной системе. Такое делегирование порождает новый тип пользовательских интерфейсов, частично автоматизирующих интеллектуальные функции чело­ века. Мы назвали такие интерфейсы когнитивными. Для синтеза когнитивных интерфейсов необходимо согласованное использование существующих моделей инженерии знаний и психологии восприятия. Несмотря на субъективность ожиданий пользователя в отношении качеств человеко-машинного интерфейса, учет психологических особенностей человека при разработке когнитивных пользовательских интерфейсов если и не позволит получить объективно лучший результат, то определенно повысит эффективность когнитивных процессов. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz