Труды КНЦ вып.29 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 3/2015(29))
Примером может служить разная интерпретация красного и синего цвета учеными-физиками и большинством других людей. Для большинства красный цвет обычно считается «теплым», а синий - «холодным», но у физиков синий цвет вызывает ассоциацию с более нагретым телом (это объясняется известным соотношением между температурой черного тела и его спектром излучения). Еще один подобный пример связан с эксплуатацией электростанций. Обычно индикаторы, указывающие на нормальную работу агрегатов, делаются зеле ными, а в случаях неисправности применяются индикаторы красного цвета. Но в электротехнике сложилось, что красный цвет используют для обозначения замкнутых цепей, по которым течет электрический ток, а зеленый —для разомк нутых цепей. Эти примеры иллюстрируют тот факт, что для правильного и быстрого восприятия информации важно установить, какие стереотипы формируют восприятие пользователя. Тогда можно определить, как правильно отобразить данные. В тех случаях, когда наблюдатель находится в состоянии напряжения, в условиях дефицита времени или он устал, в восприятии проявляется тенденция выделять ожидаемые стереотипы (даже если в нормальных ситуациях восприя тие ничем не затруднено). В этом случае важно представлять человеку инфор мацию только в том виде, который соответствует его стереотипам восприятия. Кроме способа визуализации информации, на скорость и адекватность ее восприятия влияет и ее количество. Человеческую память часто подразделяют на две составляющие: долговременную память, которая является постоянным источником информации о мире, и кратковременную, или оперативную, память —ограниченный запас «осознанной» информации, который является времен ным. В оперативной памяти удерживается ограниченное число несвязанных друг с другом элементов, даже если повторению уделяется все внимание; это число изменяется от 5 до 9 [13]. Из этого следует, что количество отображаемых данных нужно регулировать. Например, группировать данные и ранжировать по важности для отображения только самой важной информации. Заключение В рамках современных информационных систем накоплены огромные объемы информации. Современные ИС становятся все более интеллектуаль ными. Это существенно меняет характер и требования к организации человеко- машинного взаимодействия. Увеличивающиеся возможности автоматизирован ной обработки информации и знаний позволяют делегировать часть когни тивных функций в рамках человеко-машинного взаимодействия информацион ной системе. Такое делегирование порождает новый тип пользовательских интерфейсов, частично автоматизирующих интеллектуальные функции чело века. Мы назвали такие интерфейсы когнитивными. Для синтеза когнитивных интерфейсов необходимо согласованное использование существующих моделей инженерии знаний и психологии восприятия. Несмотря на субъективность ожиданий пользователя в отношении качеств человеко-машинного интерфейса, учет психологических особенностей человека при разработке когнитивных пользовательских интерфейсов если и не позволит получить объективно лучший результат, то определенно повысит эффективность когнитивных процессов. 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz