Труды КНЦ вып.29 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 3/2015(29))

Очевидно, что ключевым вопросом при синтезе когнитивного интерфейса, в указанной интерпретации, становится определение этих самых «значащих факторов» для последующего предъявления информационной системой. В случае узкоспециализированных (проблемно-ориентированных систем) дать ответ на этот вопрос не составляет труда - факторы, влияющие на решение задачи, заранее известны, также, как и их привычная для пользователей интерпретация и способ визуального представления и структуризации. Однако, все усложняется если нам необходимо предоставлять информацию из одного и того же набора разнородным пользователям, решающим существенно различные прикладные задачи и характеризуемым различными стереотипами восприятия и интерпретации информации [5]. В этом случае система должна сначала каким-то образом идентифицировать пользователя и затем сформировать представление инфор­ мации, соответствующее специфике задачи и субъективным особенностям ее получателя. Практика показывает, что чем выше степень такого соответствия, тем более эффективен интерфейс в смысле скорости и точности восприятия информации пользователем [6]. Необходимо отметить важный нюанс: при взаимодействии с ИС человек далеко не всегда располагает полным и четким представлением о задаче и требуемой для ее решения информации. Если субъективной представление достаточно полное и четкое, то пользователь способен сформулировать полный/четкий информационно-поисковый запрос, в ответ на который система выдаст, при наличии, в точности ту информацию, которую ожидает человек. И наоборот - если пользователь плохо представляет себе, что ему нужно, ему нужно обеспечить возможность «серфинга». Этим обусловлены два подхода к органи­ зации эффективного информационного взаимодействия между человеком и машиной - поисковый (эффективен в первом случае) и навигационный (эффективен во втором случае). Для характеристики соответствия интерфейса ментальным стереотипам пользователя воспользуемся известными понятиями, используемыми при рассмотрении задач информационного поиска - релевантность и пертинентность. Под релевантностью принято понимать меру соответствия результатов поиска формулировке поискового запроса: «Релевантность - в поисковых системах - мера соответствия результатов поиска задачи, поставленной в запросе. Различают содержательную и формальную релевантности.» [7]. Однако, следует признать, что сама по себе формулировка запроса является субъективным языковым выражением ожиданий пользователя в отношении информации, выдаваемой системой в качестве результата. Для обозначения соответствия результатов запроса именно ожиданиям пользователя используют термин пертинентность : «Пертинентность - соответствие полученной информации информационной потребности пользователя» [8]. Рис. 5 иллюстрирует различие данных понятий. Очевидно, что получить объективную оценку пертинентности автома­ тически, в результате машинных вычислений, невозможно в силу невозможности абсолютно точного моделирования пользовательских ожиданий. Некоторые авторы высказываются даже в пользу бесперспективности каких-либо попыток оценивать качество результатов поиска на основе формализованных оценок субъективных ожиданий пользователя [9]. Одной из ключевых проблем, возникающих при этом, является динамика пользовательских ожиданий во времени. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz