Труды КНЦ вып.29 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 3/2015(29))
пользовательского менталитета и точности семантической модели данных информационной системы. Правильность интерпретации предъявляемых в рамках интерфейса понятий обеспечивается, в первую очередь, корректностью семантической составляющей интерфейса: человеку должны быть предъявлены лишь значимые компоненты и отброшены второстепенные. Это, в свою очередь, обеспечивается корректностью модели ментальных стереотипов и соответствующих процедур селекции. Вместе с тем, важное значение имеет и способ визуализации отобранной информации: если при визуализации учитываются стереотипы зрительного (или иного - для "невизуальных" интерфейсов) восприятия, то скорость когнитивного процесса может быть существенно увеличена. Таким образом, можно выделить две фазы формирования когнитивного интерфейса и, соответственно, два аспекта когнитивности ПИ - семантическую и перцептивную (рис. 4). когнтивность когнтивность Рис. 4. Дее составляющих когнитивности интерфейса Семантическая когнитивность ПИ: модель ментальных стереотипов, релевантность и пертинентность Если в сложных ситуациях информационная система не способна предложить пользователю уже готовое однозначное и правильное решение, то она вполне может и должна сформировать некоторое множество инфор мационных потоков, передаваемых в рамках человеко-машинного интерфейса, облегчающее когнитивный процесс, то есть выявление человеком значащих факторов и их комбинаций для последующего принятия решения. Это становится возможным, если в рамках когнитивного интерфейса не пытаться смоделировать менталитет человека вообще, а сконцентрироваться на семан тической модели задачи, решаемой в данный момент пользователем. В контексте отдельно взятой задачи (или некоторого класса схожих задач), пользователь, как правило, имеет в той или иной степени четкое представление об упомянутых значимых факторах, необходимых ему для решения. В рамках человеко-машинного взаимодействия (в семантическом смысле) это представ ление выражается в трудно формализуемом понятии информационной потреб ности пользователя: человек обращается к информационной системе в целях получения информации, адекватной его актуальным нуждам, суть - решаемым задачам. 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz