Труды КНЦ вып.29 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 3/2015(29))

слабо-структурированную информацию об источниках потенциальных угроз и опасностей, кризисных ситуациях и их параметрах, планах антикризисных мероприятий, показателях безопасности, объектах и процессах обеспечения безопасности. Как правило, эти средства информационной поддержки используются изолированно друг от друга и принадлежат разным ведомствам (субъектам управления безопасностью). Подобные информационные ресурсы, несомненно, играют важную положительную роль в информационной поддержке управления региональной безопасностью на ранних стадиях развития кризисных ситуаций. Однако их использование подразумевает активный поиск информации со стороны субъектов управления безопасностью. Наличие у последних достаточно сильной мотивации к поиску необходимой информации для принятия эффективных управленческих решений появляется чаще всего уже после зарождения угрозы и претворения кризисной ситуации в жизнь. Таким образом, ведомственные и мониторинговые информационные системы обеспечивают, в большей степени, поддержку второго этапа жизненного цикла угроз региональной безопасности, когда осуществляется целенаправленный предметный поиск субъектов совместной деятельности, ресурсов и путей разрешения развивающихся кризисных ситуаций. Эффективность использования информационно-вычислительных ресур­ сов ведомственных информационных систем для задач управления региональной безопасностью может быть увеличена за счет обеспечения совместного использования территориально распределенных разнородных информационных баз и частичной автоматизации обработки содержащихся в них данных. Современным средством решения задачи, автоматизированной интеллектуализированной обработки разнородной информации из различных источников, являются агентные технологии [29]. Программные агенты, будучи способными к целенаправленным активным действиям от лица своих владельцев, позволяют автоматизировать не только предметный поиск информации в разнородных территориально рассредоточенных источниках, но и обеспечивают возможность оценки потенциальных угроз региональной безопасностью в многомерном пространстве критериев, а также поиск решений в условиях нечеткой постановки задачи, создавая тем самым возможность частичной автоматизации процесса управления региональной безопасностью. Важной проблемой, которую необходимо решить для успешного использования агентных технологий автоматизированной обработки инфор­ мации, является семантическая неоднородность информационных ресурсов, необходимых для задач информационной поддержки управления региональной безопасностью. Чаще всего, рассматривая проблему совместного использования распределенных разнородных ресурсов, имеют в виду их технологическую неоднородность - различный формат баз данных, различные программно­ аппаратные платформы, на базе которых работают информационные хранилища и т.п. Решение проблемы технологической разнородности информационных ресурсов не представляет большой трудности при сегодняшнем уровне развития информационно-коммуникационных технологий. Более важной является проблема установления смысловой идентичности информационных элементов. Информационные ресурсы одной предметной области могут содержать отличающиеся внешне термины, понятия, сущности, которые, тем не менее, могут быть семантически связанными, близкими по смыслу, и, наоборот, имея 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz