Труды КНЦ вып.29 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 3/2015(29))
- создание информационных ресурсов для поддержки управления и принятия решений в сфере региональной безопасности - баз данных, словарей и прочих ресурсов, имеющих отношение к задачам управления безопасностью РСЭС, а также удобных средств оперативного распределенного доступа к ним; - создание средств информационно-аналитической поддержки антикри зисного управления, прежде всего - средств интеллектуальной поддержки принятия решений на базе когнитивного и имитационного моделирования процессов управления региональной безопасностью; - создание информационной инфраструктуры региональной безо пасности, обеспечивающей формирование проблемно-ориентированных групп субъектов управления безопасностью (организационных структур управления) и соответствующих информационных ресурсов и сервисов, предназначенных для поддержки отдельно взятой организационной структуры безопасности в рамках локализации (предотвращения) возникшей кризисной ситуации. Структуризацию задачи информационной поддержки управления региональной безопасностью следует также произвести в соответствии с задачами, возникающими на разных уровнях управления. В работе предложено выделять три уровня управления региональной безопасностью: стратегический, оперативный и тактический. Оперативный уровень управления включает оперативно-стратегический и оперативно-тактический уровни. В силу очевидных и весьма существенных различий во внутренней структуре и локальной целенаправленности процессов, протекающих на разных стадиях развития кризисных ситуаций, существенно отличаются и требования к средствам информационной поддержки на различных уровнях управления региональной безопасностью. На концептуальном уровне жизненный цикл угроз региональной безопасности представляет собой процесс развития кризисных ситуаций и включает совокупность взаимосвязанных этапов: зарождение угрозы, развитие угрозы, инициализация угрозы, воздействие угрозы, регенерация с возможным порождением новой угрозы. Стадии жизненного цикла угроз региональной безопасности охватывают различные состояния РСЭС, ее элементов и подсистем, начиная с момента возникновения угрозы безопасности развития системы и заканчивая её воздействием на критическую область РСЭС и регенерацией, либо устранением угрозы на начальном этапе зарождения на основе превентивных (упреждающих) мероприятий (мониторинг, анализ, прогноз общей ситуации). Угрозы соответственно порождают разнотипные кризисные ситуации. Кризисная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате техногенной аварии, опасного природного явления, стихийного бедствия, террористического акта, социально-экономического, геополитического или межнационального конфликта, которая повлекла за собой социальную нестабильность, человеческие жертвы, значительные материальные потери, угрожающие жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности государственных и общественных институтов [25]. В работе [26] предложено качественное описание основных критериев кризисных ситуаций в регионах. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz