Труды КНЦ вып.29 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 3/2015(29))

Одной из ключевых особенностей региональной безопасности является организационная разнородность субъектов управления, вовлеченных в процессы обеспечения безопасности. Это обстоятельство затрудняет возможность исполь­ зования для информационной поддержки управления региональной безопасностью существующих технологий централизованных информационных систем, являющихся, как правило, основой организации функционирования распределенных ситуационно-кризисных центров (СКЦ), в силу того, что последние подразумевают организацию пользователей в жесткую иерархическую структуру. Существующие подходы к информационному обеспечению регио­ нальной безопасности в основном ограничены созданием и поддержкой разного рода мониторинговых информационно-аналитических систем для СКЦ и веб­ ресурсов, обеспечивающих субъектам управления доступ к информационно- справочным материалам и нормативным документам на основе соответствующих информационных технологий. Эти ресурсы интегрируют в себе большой объем разноплановой информации о различных объектах безопасности, угрозах, инцидентах, событиях, кризисных ситуациях, планах совместных действий, составе участников кризисного реагирования, регламентах взаимодействия и т.д. Однако чаще всего ресурсы принадлежат разным ведомствам и не связаны между собой, разнородны по технологиям реализации и семантике содержимого. Для совокупного использования ресурсов пользователь должен многократно повторять процедуры согласования доступа к интересующей его информации, регистрации и поиска данных в каждой ведомственной информационной системе в отдельности и т.п. При этом низкий уровень интероперабельности интегрируемых компонентов ведомственных информационных систем, а также автоматизации процедур поиска испол­ нительных ресурсов (субъектов совместной деятельности) и формирования организационных структур управления безопасностью в разнотипных кризисных ситуациях приводит к тому, что, в условиях большого суммарного объема информации, необходимой для поддержки принятия оперативных и стратегических управленческих решений, практическая ценность поисковых и мониторинговых функций, в особенности на ранних этапах жизненного цикла угроз региональной безопасности, существенно снижается. Таким образом, для решения проблемы сетецентрического управления региональной безопасностью и повышения его эффективности требуется в комплексе рассмотреть и решить четыре взаимосвязанных задачи: 1) задача обработки, анализа и интеграции семантически и органи­ зационно разнородной распределенной информации о состоянии компонентов РСЭС; 2) задача формализации экспертных знаний с последующим синтезом на их основе новых знаний об исследуемых объектах и процессах безопасности для поддержки принятия управленческих решений; 3) задача координации взаимодействия между субъектами управления безопасностью в процессе принятия стратегических, оперативных и тактических решений с учетом информации, поступающей в режиме реального времени; 4) задача формирования единой информационной среды (инфра­ структуры) региональной безопасности. 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz