Труды КНЦ вып.29 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 3/2015(29))
Формирование исходных данных для программы расчета учебных планов при помощи метода экспертных оценок Целью данной экспертизы является сбор информации, которая обеспечит повышение качества обучения специалиста за счет более эффективного состав ления плана учебного процесса. Критерием оценки эффективности учебного плана будем считать суммарный временной разрыв между информационно связанными модулями. Теснота связи между модулями и значимость модуля для профессио нальной подготовки специалиста являются субъективными понятиями, которые трудно оценить без какого-либо алгоритма. Используемый в работе [3] алгоритм основан на методе составления тезауруса. Под тезаурусом будем понимать множество базовых понятий, опреде лений, законов, умений, из которого исключены все синонимы. Любую учебную программу можно рассматривать как прообраз тезауруса соответствующего типа. Особый интерес представляет метод составления тезауруса по специа льности. Тезаурус специальности представляет собой список понятий, законов, умений, которые должен усвоить студент в процессе обучения. Кроме тезауруса по специальности в теории педагогики используется тезаурус дисциплин, т.е. для каждой дисциплины составляется список понятий, введенных ею. Так же, как дисциплина разбивается на модули, тезаурус дисциплины разбивается на тезаурусы модулей. Студент имеет в начале обучения некоторый начальный тезаурус. Процесс обучения сводится к усвоению студентом некоторого предложенного ему нового тезауруса (тезауруса специальности). Чем большее количество понятий из модуля-предка используется в модуле-потомке и чем активнее они используются, тем теснее между ними связь. Можно воспользоваться строгими математическими выкладками для подсчета коэффициентов значимости модулей для профессиональной деятель ности и коэффициентов тесноты связи между модулями или получить их после обработки множества оценок компетентных экспертов (режим получения указанных коэффициентов из множества оценок экспертов реализован в прог рамме составления учебных планов). Первая часть экспертизы - это оценка коэффициентов значимости моду лей для профессиональной подготовки специалистов, которые простав-ляются в последней графе таблицы разделов по шкале от 0 до 10. Он характеризует, какая часть материала модуля используется в профессиональной деятельности специалиста. Оценка 10 - весь материал, изучаемый в модуле, будет необходим выпускнику при работе по данной специальности, 0 - материал раздела не нужен для данной специальности (он необходим как база для изучения потомков). Вторая часть экспертизы - это оценка тесноты связи между учебными модулями. Этот коэффициент оценивается по десятибалльной шкале, исходя из того, какая часть материала предка и насколько интенсивно используется при изучении материала потомка. То есть: 0 - материал предка не используется при изучении материала потомка, 1 0 -весь материал предка используется при 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz