Труды КНЦ вып.29 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 3/2015(29))

Формирование исходных данных для программы расчета учебных планов при помощи метода экспертных оценок Целью данной экспертизы является сбор информации, которая обеспечит повышение качества обучения специалиста за счет более эффективного состав­ ления плана учебного процесса. Критерием оценки эффективности учебного плана будем считать суммарный временной разрыв между информационно связанными модулями. Теснота связи между модулями и значимость модуля для профессио­ нальной подготовки специалиста являются субъективными понятиями, которые трудно оценить без какого-либо алгоритма. Используемый в работе [3] алгоритм основан на методе составления тезауруса. Под тезаурусом будем понимать множество базовых понятий, опреде­ лений, законов, умений, из которого исключены все синонимы. Любую учебную программу можно рассматривать как прообраз тезауруса соответствующего типа. Особый интерес представляет метод составления тезауруса по специа­ льности. Тезаурус специальности представляет собой список понятий, законов, умений, которые должен усвоить студент в процессе обучения. Кроме тезауруса по специальности в теории педагогики используется тезаурус дисциплин, т.е. для каждой дисциплины составляется список понятий, введенных ею. Так же, как дисциплина разбивается на модули, тезаурус дисциплины разбивается на тезаурусы модулей. Студент имеет в начале обучения некоторый начальный тезаурус. Процесс обучения сводится к усвоению студентом некоторого предложенного ему нового тезауруса (тезауруса специальности). Чем большее количество понятий из модуля-предка используется в модуле-потомке и чем активнее они используются, тем теснее между ними связь. Можно воспользоваться строгими математическими выкладками для подсчета коэффициентов значимости модулей для профессиональной деятель­ ности и коэффициентов тесноты связи между модулями или получить их после обработки множества оценок компетентных экспертов (режим получения указанных коэффициентов из множества оценок экспертов реализован в прог­ рамме составления учебных планов). Первая часть экспертизы - это оценка коэффициентов значимости моду­ лей для профессиональной подготовки специалистов, которые простав-ляются в последней графе таблицы разделов по шкале от 0 до 10. Он характеризует, какая часть материала модуля используется в профессиональной деятельности специалиста. Оценка 10 - весь материал, изучаемый в модуле, будет необходим выпускнику при работе по данной специальности, 0 - материал раздела не нужен для данной специальности (он необходим как база для изучения потомков). Вторая часть экспертизы - это оценка тесноты связи между учебными модулями. Этот коэффициент оценивается по десятибалльной шкале, исходя из того, какая часть материала предка и насколько интенсивно используется при изучении материала потомка. То есть: 0 - материал предка не используется при изучении материала потомка, 1 0 -весь материал предка используется при 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz