Труды КНЦ вып.29 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 3/2015(29))

компонентов, в которых должны быть приобретены знания, умения и владения, входящие в состав конкретных компетенций. Процесс формирования учебных планов «вручную» является трудоем­ ким и долгим, поэтому в настоящее время создан ряд программных продуктов, позволяющих в некоторой степени автоматизировать ввод необходимой информации и контроль ее корректности. Ниже представлено описание неко­ торых программных продуктов, предназначенных для решения этой задачи [2]. Программа ПЛАН Учебный план является основным документом процесса обучения. В настоящее время содержание обучения необходимо достаточно часто обновлять, чтобы выпускаемые специалисты соответствовали требованиям, предъявляемым к ним рынком труда. Это обновление связано с добавлением в программу обучения новых дисциплин, исключением или объединением каких-либо дисциплин, изменением содержания существующих дисциплин. Таким образом, первоначально имеется некоторый объем учебного мате­ риала, суммарная трудоемкость которого превышает трудоемкость учебного плана. Необходимо определить наиболее важный, с точки зрения требований, предъявляемых к специалисту, учебный материал и расположить его по семест­ рам оптимальным для усвоения образом. Программа предназначена для расчета оптимального учебного плана вуза по исходным данным, формируемым пользователем и критериям, зало­ женным в программе, обоснование которых приводится в описании задачи [3]. Краткая постановка задачи Все учебные дисциплины, входящие в план, связаны между собой, то есть в более поздних по времени изучения дисциплинах используется инфор­ мация из ранее изученных без ее конкретизации, т.е. предполагается, что обучаемый знает, какой смысл вкладывается в то или иное определение или понятие. Для более подробного рассмотрения структуры учебного материала дисциплины дробятся на более мелкие по объему единицы, называемыми в дальнейшем модулями. Модуль, информационная база которого используется для последующего изучения других модулей, будем называть предком по отношению к этим модулям. Модуль, который использует информационную базу ранее изученных модулей, будем называть потомком по отношению к этим модулям. Каждой дуге, отражающей связь модулей, можно поставить в соответст­ вие некоторое число - тесноту связи. Тогда имеем некоторый граф, называемый графом связанности учебного материала (рис.1). Если содержание обучения является связанным, то на качество его усвоения влияет его расположение во времени. Течение времени будем отслеживать понедельно, начиная с 0, т.е. начало первого семестра - 0. Для прочного усвоения материала необходимо соблюдение логичности его изложения, т.е. модуль-предок должен изучаться раньше, чем модуль- потомок, чтобы введенные в нем понятия к моменту начала изучения модуля- потомка были известны обучаемому [3]. 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz