Труды КНЦ вып.26 (ЭНЕРГЕТИКА вып. 7/2014(26))

• количество импульсов тока через ОПН, зарегистрированныхПТПР за все время (с зарядом более 25 мкКл); • количество импульсов тока из тех, что зарегистрированы ПТПР за все время, которые имели заряд более 25 мКл; • заряд, прошедший через ОПН, за все время (сумма зарядов зарегистрированных импульсов). 3. Детализированная информация о сохраненных в памяти последних событиях: • номер события; • дата и время; • количество импульсов тока в событии (с зарядом более 25 мкКл) и количество импульсов из них, которые имели заряд более 25 мКл; • суммарный заряд импульсов в событии. На ПС 30 были установлены шесть регистраторов - на ОПН каждой фазы 1-й и 2-й системы шин 150 кВ. На рис.2 приведен фрагмент однолинейной схемы подстанции с отмеченными местами установки регистраторов срабатывания ОПН. Таким образом, установленные устройства позволяли регистрировать импульсные токи, протекающие через ОПН под воздействием грозовых и коммутационных перенапряжений, возникающих на системах шин 150 кВ ПС 30 и линиях Л-153, Л-154. Двухцепная линия Л-153/154 соединяетПС Выходной и ПС 11А с отпайкой на ПС 30 (рис.3). Результаты регистрации импульсных токов через ОПН 2-й системы шин 150 кВ ПС-30 приведены в табл.1, а через ОПН 1-й системы шин - в табл.2. Проведем анализ полученных результатов. Как видно из табл.1, 16 апреля регистратором зафиксированы поочередные срабатывания ОПН каждой из фаз 2-й системы шин. ПС 30 (,№ 1-3 в табл.1). Зарегистрированные импульсные токи через ОПН объясняются перенапряжениями на Л-154, возникавшими в ходе исследований, проводимых 16 апреля 2014 г. ЦФТПЭС КНЦ РАН на ПС 11А. Целью исследований являлось получение экспериментальных данных по перенапряжениям на изоляции выключателей ВМТ-150Б на подстанции ПС 11А, возникающих при отключении ненагруженной линии Л-154 под рабочим напряжением. Линия Л-153 находилась в работе. Линия Л-154 была отключена на ПС Выходной линейными разъединителями. Включения и отключения ненагруженной линии Л-154 на ПС 11А выполнялись выключателем ВЛ-154 (2 на рис.3). На ПС-30 Л-154 оставалась подключенной ко 2-й системе шин, что позволило выполнить измерение напряжений на линии, используя трансформаторы напряжений ТН-150-2. Всего в ходе эксперимента было выполнено три цикла включения - выключения линии Л-154. После обработки результатов опытов было установлено, что выключения ненагруженной линии не сопровождались вторичными пробоями в камерах выключателей, а следовательно, не возникало перенапряжений на Л-154. Далее будем рассматривать только опыты включения выключателей, так как именно они приводили к возникновению перенапряжений на линии и, соответственно, на ОПН. По экспериментальным осциллограммам фазных напряжений на 2-й системе шин ПС 30, полученным в ходе эксперимента и имеющим привязку к точному времени, определены времена подачи напряжения в линию. На рис.4 приведена обработанная экспериментальная осциллограмма фазных напряжений на Л-154 после первой коммутации выключателя в 16:58:31. Коммутационный импульс на фазе А имел амплитуду 232.6 кВ (для сравнения: амплитуда импульса на фазе В ~200 кВ), что привело к срабатыванию ОПН фазы А (№ 1 в табл. 1).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz