Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))

УДК 39(=511.2):004.738.5(470.21) О.А. Бодрова ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ Аннотация В статье исследуется географический образ региона Мурманской области в Интернет-дискурсе. Проанализированы репрезентации Кольского Севера на сайтах различного типа и их этнокультурная составляющая. Описана этнокультурная тематика на материале Интернет-источников. Рассмотрены некоторые стратегии коммуникативных участников и языковые способы конструирования географического образа: метафора в широком понимании этого термина и стилистические фигуры. Ключевые слова: Кольский Север, географический образ, репрезентация, Интернет-дискурс. О.А. Bodrova THE ETHNOCULTURAL SPECIFITY OF THE KOLA NORTH IN THE INTERNET DISCOURSE Abstract The paper investigates the geographical image of the Murmansk region in the Internet discourse. The representations of the Kola North on various websites and its ethnocultural component part are analysed. The ethnocultural topics of Internet sources are described. Both strategies of communicative participants and language means to construct a geographical image (tropes and figures of speech) are examined. Key words: the Kola North, geographical image, representation, Internet discourse. Географический образ страны / региона - это совокупность достаточно устойчивых, стратифицированных и динамичных представлений, которые соотносятся с определенной территорией и формируются в результате человеческой деятельности на бытовом или профессиональном уровне [Замятин, 2003: 183]. Согласно мнению конструктивистов, регион можно рассматривать как воображаемое пространство [Миллер, 2001], подобно тому, как нацию можно считать воображаемым сообществом [Андерсон, 2001]. Конструирование воображаемого сообщества / пространства (в терминологии теоретиков социологии знания П. Бергера и Т. Лукмана - социальной реальности) происходит посредством повседневных репрезентаций [Бергер, Лукман, 1995], восходящих к понятию «коллективных представлений» Э. Дюркгейма. При этом каждое общество производит свое специфическое пространство [Lefevbre, 1991]. Географические образы, как правило, формируются в коллективном сознании стихийно, однако их можно выявить и культивировать вполне осознанно, например, в целях создания привлекательного туристического или политического бренда региона. Подобный образ функционирует благодаря институтам общественного мнения, к которым, отчасти перефразируя Б. Андерсона, можно отнести: 1) СМИ, 2) образовательную систему, 3) инструменты административной власти, 4) переписи населения и другие статистические мероприятия, конструирующие критерии этнической, 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz