Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))
ресурсами. В отличие от большинства других источников тематические сайты объединены такой категорией, как образ автора (как одного, так и авторского коллектива). В Интернет-источниках образ автора, скорее всего, означает, что конкретное лицо выступило «составителем», собрав на своей странице чужие тексты. Тем не менее отбор этих текстов указывает на четко осознаваемую стратегию со стороны автора сайта и отражает его интенции при передаче информации. Интересно, что в тематических сайтах Кольский полуостров может быть представлен не как географический, а как исторический образ: «Так что же такое Кольский полуостров? Это долгая история, начинающаяся в долетописные времена» [Кольский полуостров. URL: http://www.shvedirina.ru/] . Этнокультурная информация в подобных источниках часто преподносится через призму «загадочного» и «таинственного», через которую Кольский полуостров выглядит как «земля тайн, загадок, легенд и несметных сокровищ», где «легенды Кольского полуострова - это в основном легенды саамов, живших тут с давних времён и легенды поморов, обитавших на Терском берегу Кольского полуострова» [Там же]. Как правило, авторы-составители тематических сайтов, посвященных Кольскому Северу, охотно придают мистическое значение многим явлениям, отмеченным на полуострове, и воспроизводят те же тексты, посвященные «аномальному», что и туристические сайты. Пример рефлексии на эту тему можно видеть в словах автора одного из тематических сайтов о Кольском полуострове: «На Кольском полуострове много таких мест, где факты есть, а объяснять их никто не торопится <...>. Вот и пишут статьи в интернете - ужасы Кольского полуострова, тайны. Страшные тайны. У-у-у. Не ходите дети, в тундру погулять. Тут страшные йети - придут ночью и захомякают. Тут энергия из-под земли - в порошок сотрёт, а бациллы с метеорита, который упал в районе Сейдозера, заползуть в организьм и сожруть» [Там же]. Подводя итоги, хочется еще раз отметить, что территорию Кольского полуострова можно рассматривать как географический образ, который является совокупностью наиболее важных, ярких, запоминающихся знаков, символов и представлений об этом пространстве [Бочкарева, Есимова, Замятин, 2005: 31] и отражается в понятии «Кольский Север». Образ региона Мурманской области конструируется в Интернет- дискурсе в различных репрезентациях и представляет собой «расширяющийся и самоорганизующийся гипертекст» [Замятин, 2000]. Репрезентации Кольского Севера в Интернет-дискурсе - практически бесконечны. Ежегодно количество ответов на поисковый запрос увеличивается почти в геометрической прогрессии. Кроме того, гиперссылки на другие ресурсы, а также интертекстуальные связи с текстами других сайтов позволяют включать в конструируемое пространство географического образа неограниченное количество источников. Названия «Кольский Север», «Мурманская область» и «Кольский полуостров» обозначают одно и то же воображаемое пространство и являются составляющими одного географического образа. Однако контекст употребления этих понятий имеет значительные различия. «Кольский полуостров» имеет преимущественно географическое значение (хотя и включает в себя некоторые исторические представления) и содержит в основном природные и территориальные характеристики региона, описания природных и культурных достопримечательностей. По статистике в сети Интернет наибольшее количество случаев использования прилагательного «кольский» отмечено в сферах географии и геофизики (одинаково, по 36,4 %) [Словарь ассоциаций. URL: http://www.reright.ru/analysis/1634116~кольский.1гіт1] . В структуре понятия «Кольский Север» на первый план выходит его номинативно-культурный потенциал: оно широко используется в названиях произведений научной и просветительской литературы, даже если практически не употребляется впоследствии в тексте самих трудов (как например, в очерках Б.И. Кошечкина [Кошечкин. URL: http://www.kolamap.ru/library/koshechkin.htm] ). Анализ репрезентаций показал, что в данном понятии особенно развита историческая составляющая, несмотря на отсутствие ярких ассоциаций с конкретной исторической 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz