Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))

удивление, не находит освещения «поморская» тематика, несмотря на популярность культурно-массовых мероприятий, посвященных терским поморам. В отдельную тему выделяются новости о мероприятиях, связанных с направлением так называемой «этнической музыки», представляющей собой стилизацию фольклорных жанров, адаптированную под массового слушателя, сплав этнических и современных элементов. Большинство коллективов, позиционирующих себя как «этнических» музыкантов, прибегают к «северному» колориту в своем творчестве, что часто отражается уже в самом названии: клуб «Северный варган», коллективы «Аку-аку», «Мхи». Представители «этнической музыки», как правило, не претендуют на аутентичность исполнения или сходство с фольклорными коллективами саами и коми Кольского полуострова. Скорее, в их творчестве возникает своеобразный миф о «северной» культуре, развивающейся в единении с природой и объединяющей фольклорные традиции различных народов. Так, организаторы музыкального фестиваля «Белый Шум», который проводится на Берегу Белого моря, считают своей приоритетной задачей «развитие и поддержку Северной самобытной культуры - знакомство с её природой, обращение к ее истокам, а так же ее продолжение в современных интерпретациях» [СеверПост. URL: http://severpost.ru/read/10256/] . Туристические сайты Основное содержание большинства подобных сайтов (Официальный туристический портал Мурманской области, Скиталец и др.) сводится к характеристике природно-географических особенностей Кольского полуострова, что особенно типично для промо-сайтов, продвигающих коммерческие услуги в сфере рекреационного и экологического туризма. Предметом описания на информационных туристических порталах также часто становятся культурно-исторические достопримечательности. Понятно, что назначение туристических сайтов заключается в повышении туристской привлекательности региона и привлечению новых адептов Кольского полуострова: «С каждым годом растет популярность Кольского полуострова. Все больше и больше туристов и экскурсантов приезжает на Кольский из других областей страны, чтобы отдохнуть, познакомиться с природой, историей, экономикой и людьми нашего замечательного края» [Информационный портал Кольского полуострова. URL: http://www.team51.ru/] . О целенаправленном брендинге свидетельствует, в частности, отрывок из записок А.Е. Ферсмана, использованный на одном из сайтов в качестве эпиграфа: «...пусть Хибинский массив, гордо вздымающийся среди лесного покрова, озер и болот Кольского полуострова, сделается центром русского туризма, школою науки и жизни» [Там же]. Одновременно с этим туристические сайты являются главным источником, транслирующим в массовое сознание околонаучные и псевдонаучные тексты, в которых наиболее популярными темами являются саамский шаманизм и сейды. Часто можно встретить статьи, посвященные псевдосвидетельствам существования древней арктической протокультуры, от которой саамы унаследовали свои магические знания: «Не исключено, что “избранные” смогли получить какие-то знания от уцелевших представителей когда-то процветающей арктической цивилизации. А откуда бы еще появились легендарные северные шаманы, чей авторитет был непререкаем во всем мире?» [Официальный туристический портал Мурманской области. URL: http://murmantouri sm.ru/ru/sights/seydy] . Тематические сайты Тематические сайты по содержанию во многом близки туристическим сайтам. Они содержат те же характеристики природно-географических особенностей Кольского полуострова, способствуют тиражированию стереотипов и представлений о данной территории, хотя по своему назначению являются информационными, а не рекламными 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz