Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))

murman.m/region/saami/general info/history/]. В статье подчеркивается оригинальность саамской культуры, которая в рамках правительственного портала приобретает функции культурного и туристического бренда региона: «Его <саамского народа - О.Б.> редкое своеобразие, трудно поддающееся объяснению, сделало этот народ своего рода этнографической загадкой и с давних пор привлекало к себе внимание исследователей» [Там же]. На сайте приводится информация о государственных учреждениях, деятельность которых направлена на соблюдение проектов и программ, призванных повысить уровень жизни малочисленных коренных народов Севера, сохранить их исконную среду обитания, традиционный образ жизни и хозяйствования. Однако, если конкретные документы по реализации этих программ на сайте обнаужить не удалось, то, напротив, в свободном доступе находится информация о культурно-массовых мероприятиях (национальных праздниках, фестивалях, выставках, «круглых столах», семинарах, конференциях, творческих встречах и вечерах), проведение которых позиционируется как способ достижения цели «сохранения традиций и обычаев, популяризации самобытной национальной культуры коренных малочисленных народов Севера саамов в Мурманской области», что, вероятно, лишний раз свидетельствует о ставке Правительства области на спортивную и этнокультурную туристическую деятельность региона. В документах сайта широко используется официальная политическая терминология, в которой, по мнению некоторых исследователей, воспроизводятся закодированные «клише колониального дискурса» [Соколовский, 2001: 26]: растительная метафора «коренной», европоцентристский колониальный концепт меньшинства «малочисленный» [Куропятник, 2005: 5]. Неоднозначное восприятие подобных терминов отражается в культурных презентациях саамского творчества со стороны самого сообщества кольских саами: например, в названии книжной номинации «Мой сильный маленький народ», построенном на антитезе9. Что касается статистики, эпитет «малочисленный» по отношению к саамскому населению приобретает не только политическое, но и демографическое значение. Как показала Всероссийская перепись населения 2010 года, количество представителей народа саами на Кольском полуострове постепенно уменьшается10. На сайте при этом демографические проблемы саамского населения напрямую не озвучиваются, а «читаются» только в статистических цифрах. В качестве «маскировки» проблемы приводится мнение, распространенное среди исследователей саамской этнографии (в работах Н.Н. Харузина, В.К. Алымова, И.Ф. Ушакова) о том, что «на протяжении нескольких последних столетий <...> демографическая и социальная ситуация в сообществе Кольских саамов менялась незначительно, их численность никогда не превышала 2000 человек» [Правительство Мурманской области. URL: http://gov-murman.ru/region/saami/general info/demo/]. Для смягчения данных о ранней смертности среди саами используется официальный эвфемизм - метафора «молодая национальность». На сайте не освещаются вопросы, связанные с культурой других народов Мурманской области. Информация о старожильческом населении Кольского полуострова - поморах - встречается только в новостных материалах и отдельных документах, что удивительно, учитывая культурное и историческое значение этой группы, а также популярность поморских селений среди туристов. Сайт обходит стороной проблемы, связанные с нелегальной миграцией, как и любые аспекты культуры нерусского населения Мурманской области. Другие этносы упоминаются только в разделе «Гражданское общество», где указываются контактные данные национально-культурных объединений народов из бывших советских республик и других государств. 9Противопоставление, контраст. 10По сравнению с 2002 г. число саами, проживающих в Мурманской области, уменьшилось на 170 чел. (2002 г. - 1769 чел., 2010 г. - 1599 чел.) [Всероссийская перепись населения 2002/2010 года]. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz