Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))

«коренное население» полуострова - «саами (или лопарей)», которые представлены как народ, сохраняющий свою традиционную культуру, несмотря на проникновение отдельных элементов «цивилизации» в их быт: «Старинный саамский погост Ловозеро - районный центр, село с многоэтажными домами, магазинами, домом культуры, школой- интернатом, стадионом. Здесь сохраняются и поддерживаются национальные традиции» [Мурманская область. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc geo/3333/Мурманская]. Этнический колорит в представленном на сайте образе усиливается определением Ловозера как погоста, несмотря на его многолетний статус села, перечислением экспонатов местного краеведческого музея: тупы (пырта), вежи, куваксы, а также упоминанием сейдов - «священных камней саамов», которые характеризуются как достопримечательность, интересная для туристов. Неоднократно подчеркивается, что саами проживают «в тундре», то есть в специфических природно-географических, негородских условиях. Второй сценарий касается истории заселения полуострова русскими, которая сводится к «колонизации», «изучению и освоению» территории. Здесь возникают 2 конкретных сюжета: упоминание «памятников русской культуры», которые находятся «в русских поселениях на побережье полуострова», и характеристика старинного города Колы как поселения и промыслового центра поморов. Из культовых объектов называются поклонный молитвенный крест XVII века в экспозиции Музея поморского быта и церковь Успения в селе Варзуга, «памятник деревянного зодчества» [Там же]. В справочных ресурсах не равноценно представлена топонимия Кольского полуострова. Как правило, большая часть статей посвящена топонимам саамского происхождения. В топонимии Хибин, помимо пласта саамских топонимов, выделяют «новейшие» названия: «Новейшие топонимы немногочисленны и связаны с именами исследователей Хибин (ущелья Рамзая, Ферсмана, цирк Ганешина и др.), а также с процессом и условиями разведки их минеральных ресурсов (руч. Суровый, цирк Подъемный, цирк Снежный, руч. Селевой и т.п.), про которые пишут, что они немногочисленны [Кольский полуостров. URL: http://www.groh.ru/kolsk01/kolsk.html] . Подобные справочники тиражируют не совсем корректный стереотип о древности саамской топонимии Хибин, противопоставленной «новейшим» топонимам, родившимся в эпоху геологического освоения Кольского полуострова. В действительности, значительная часть «саамских» и «геологических» топонимов в Хибинах возникла в одно и то же время [Пация, Разумова, 2006]. Официальные сайты Официальный портал «Правительство Мурманской области» выполняет одновременно функции информационного и представительского сайта, предоставляя в распоряжение читателей несколько типов источников: официальные документы, новости и пресс-релизы, информационные статьи. В презентации этнокультурной информации делается упор на «коренные малочисленные народы Севера» (раздел «Регион»), под которыми, очевидно, понимается только саамское население области, судя по отсутствию данных о других проживающих на Кольском полуострове «северных» этносах, например, о коми, упоминающихся исключительно в связи с фольклорными ансамблями Мурманской области. В параграфе о «Коренных малочисленных народах Севера» (саами) приводятся новости их культурной жизни, общая информация (история, демографическая ситуация, численность, образование, культура, а также календарь спортивных и культурных мероприятий). История саами воспроизводится по статье этнографа, саамоведа Т.А. Лукъянченко (без ссылки), в которой саами предстают как этнос, «не только не растворяющийся в среде другого населения, но довольно стойко сохраняющий родной язык и свое этническое самосознание», «народ крайне самобытной культуры», несмотря на «смешанный» национальный состав населения Мурманской области XX века [Правительство Мурманской области: Официальный портал. URL: http://gov- 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz