Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))
http://www.alexa.com/siteinfo/yandex.ru] по популярности и 4-е место в мире по количеству обработанных поисковых запросов4 [Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/news/2013/02/07/yandex] . Как известно, средний пользователь сети Интернет редко просматривает сайты дальше первой страницы ответов на поисковый запрос, поэтому по каждой позиции мы ограничились первыми 10 источниками, что примерно соответствует 1 странице поисковых ответов в «Яндекс». Полученные ответы, отобранные по принципу релевантности, были исследованы с помощью следующих методов: дискурс-анализа, источниковедческого, структурно-семиотического, стилистического и интерпретативного анализа. При изучении сайтов использовались функциональный, типологический и семиотический подходы. На наш взгляд, прагматика текста требует учитывать при изучении виртуальных репрезентаций типы сайтов (информационные, справочные, порталы, представительские, промо-сайты и пр.), для каждого из которых характерна своя определенная суперструктура представления знания [Дейк, 1989] и потенциальные ситуационные модели в качестве основного типа репрезентации информации. Определение тематики (содержания) и назначения сайтов способствует установлению коммуникативных стратегий адресанта и адресата (автора и читателя сайта), основных сценариев и контекста. Отдельные исследователи вводят в классификацию сайтов такой критерий, как качество репрезентации, зависящее от особенностей интертекстуальных элементов в данном ресурсе [Афанасьева, 2003]. В нашем исследовании этот фактор не учитывался, так как мы исходили из того, что Интернет-источник априори основан на таких явлениях, как гипертекст и интертекст. Не учитывались ссылки на визуальные ресурсы («Яндес- карты», картинки), в силу того что целью исследования являлся анализ текстуального контента (текстового наполнения) сайтов. Особое внимание при анализе Интернет- дискурса в данном исследовании занимает анализ языковых средств (особенно на лексическом и синтаксическом уровнях), посредством которых конструируется географический образ. Одну из ведущих ролей в моделировании воображаемого пространства региона играет метафора, являющаяся одним из самых эффективных механизмов идеологического программирования [Анкерсмит, 2003; Лакофф, Джонсон, 1990; Рике, 1990 и др.]5. * * * По запросу на словосочетание «МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ»6 были получены ответы, распределившиеся по следующим типам сайтов. Самой многочисленной группой являются электронные справочные ресурсы (энциклопедии, словари) - 5. Затем следуют информационно-справочные сайты с объявлениями - 2, в которых отсутствуют непосредственные характеристики региона, хотя тексты объявлений, несомненно, также способны принимать участие в конструировании географического образа. В количестве 1 сайта представлены такие типы ресурсов, как официальный, новостной и туристический порталы. По запросу «КОЛЬСКИИ ПОЛУОСТРОВ» ответы распределились следующим образом: электронные справочные ресурсы - 5, тематические авторские сайты - 2, туристические сайты - 3 (из них 2 промо-сайта для продвижения коммерческих услуг и 1 страница туристического сайта с электронной версией авторского издания «Туристские путешествия по Кольскому полуострову»). По запросу «КОЛЬСКИИ СЕВЕР» 8 ответов являются ссылками на печатные труды: 1 ссылка на энциклопедию «Кольский Север», 2 - 4Состояние на декабрь 2012 г. 5Под метафорой, вслед за исследователями политического дискурса, мы понимаем широкую систему тропов и стилистических фигур: собственно метафору, метонимию, синекдоху, сравнительные конструкции и прочие языковые средства художественной образности [Баранов, Караулов, 1994]. 6Около 1 млн. ответов, дата обращения 08.03.2014. 7473 тыс. ответов, дата обращения 25.02.2014. 8 546 тыс. ответов, дата обращения 25.02.2014. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz