Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))

социальной и региональной стратификации, 5) географические и политические карты, визуализирующие представления о «своей» и «чужой» территории, 6) музей, демонстрирующий идею исторической преемственности [Андерсон, 2001]. На наш взгляд, большое влияние на рождение воображаемого сообщества / пространства в сегодняшнем мире имеет Интернет, который, хотя и не относится к СМИ, но так же способен формировать образ географической территории в общественном сознании путем целенаправленного сбора, осмысления и трансляции информации о регионе на базе относительно узкого набора тем и событий [Титков, 1999]. Интернет имеет практически неограниченный потенциал для репрезентаций географического образа в информационном поле, несмотря на виртуальный, невещественный характер такого образа [Загоруйко, 2012: 59]. Мультимедийные возможности Интернета усиливают его воздействие на пользователя через различные органы чувств: зрение, слух, тактильные ощущения (при использовании компьютерной мыши) [Назарова, 2010]. Наиболее подходящим методом для исследования Интернет- репрезентаций представляется дискурс-анализ, в центре которого находится понятие дискурса - сложного коммуникативного явления, объединяющего интра- и экстралингвистические факторы, необходимые для понимания текста (в данном случае - текстуального наполнения сайта, сопровождающегося в ряде случаев аудиовизуальными средствами). Интернет-дискурс дает представление об определенной территории как о «некотором фрагменте мира, который мы именуем ситуацией» [Дейк, 1989: 68-69]. В данном случае под ситуацией понимается процесс репрезентации образа региона, который возникает в ходе коммуникативного акта между автором сайта, сообщающим некую информацию через свое субъективное видение и почерпнутые из других источников сведения, и читателем, интерпретирующим эту информацию. Примером географического образа региона может служить Кольский Север, Интернет-репрезентациям которого посвящена данная статья. Существуют разноплановые исследования, направленные на различные аспекты конструирования пространства Кольского полуострова в ряде дискурсов: в юридическом - относительно законодательных тонкостей в определении пространственной локализации Крайнего Севера, в том числе региона Мурманской области [Тараканов, 2010], в политическом - где понятие «Север» рассматривается как пространство, которое выполняет специфическую роль и функцию в российском обществе [Штаммлер-Госсман, 2007], в социокультурном - в котором «Север» приобретает не только пространственные, но и временные характеристики [Разумова, 2006]. В настоящем исследовании предпринимается попытка проанализировать этнокультурную составляющую образа Кольского полуострова, конструируемую в Интернет-дискурсе как в глобальном источнике, ориентированном на массового адресата. На наш взгляд, этнокультурная составляющая географического образа играет в процессе его формирования не меньшую роль, чем сведения об истории и природно-географических особенностях территории. Так как «Кольский Север был и остается перекрестком культур» [Разумова, Петров, 2005], интересно проследить, каким образом этнокультурная тематика отображается в Интернет-репрезентациях данного региона. Исходя из того, что этнические сообщества Мурманской области исследованы неравномерно и интенсивнее всего изучалась саамская культура [Там же], можно предположить, что ее мифологизированный образ переносится и в сетевой дискурс. Общественно значимые смыслы и мифическое содержание [Барт, 2003: 457] образа Кольского Севера в сетевом дискурсе могут быть выявлены с помощью анализа, позволяющего дешифровать в тексте то, что последний одновременно «скрывает и манифестирует» [Фуко, 1996: 26]. При дискурс-анализе надо учитывать изменчивость Интернет-образа. Как и все репрезентации, он является конструкцией, зависящей от ситуации и ее обстоятельств, а также от таких специфических для сетевого мира явлений, как статистика посещений сайтов пользователями, формулировка запроса, автоматический подбор вариантов в поисковой строке, гипертекстуальность и т.д. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz