Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))
правительственных решений, направленных на формирование новой научно-технической политики. В 1993 г. Финляндия официально принимает Концепцию национальной инновационной системы [Смелова, 2011]. Подход Финляндии к формированию инновационно ориентированной экономики содержит ряд принципиальных моментов. Во-первых, была создана система государственного регулирования в области научно-технической и инновационной политики. Основным направлением инновационно-технологического развития страны были выбраны информационные технологии и телекоммуникационные системы. Для координации всех процессов был учрежден правительственный Совет по научной и технологической политике. Во-вторых, уже с первых лет реализации новой политики были значительно увеличены ассигнования на НИОКР. Если в 1982 году они составляли 1,2 % ВВП, то к 1992 году были увеличены до 2,2 %, а к 2000 году - до 3,37 % ВВП при среднем значении соответствующего показателя по странам ЕС в 1,88 % [Северная Европа..., 2008: 200]. В настоящее время Финляндия является одним из мировых лидеров по затратам на НИОКР. В 2013 году они составили 3,8% ВВП (по ЕС в целом - 2,0%) [Nordic..., 2013]. И, в-третьих, акцент был сделан на формирование внутри страны общественного заказа на инновации. Инновационный продукт должен быть востребован, только тогда он становится фактором экономического развития. Финская модель предполагает, что только высокий уровень жизни и низкая дифференциация социально-экономического положения населения могут обеспечить формирование внутринациональных рынков инноваций [Орешников, 2006]. Именно благополучные люди и компании наиболее восприимчивы к новым продуктам и нововведениям. При таких условиях инновации становятся всеобъемлющими, т.е. проникают во все сферы жизни человека. Поэтому социально- экономическое благополучие населения рассматривается в Финляндии как фактор эффективного инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. В результате целенаправленной государственной политики и реализации выбранных приоритетов в Финляндии за короткий срок на базе наукоемкой промышленности была создана динамично развивающаяся экономика. По данным Всемирного экономического форума в 2001 году Финляндия вышла на 1-ое место в мире по глобальной конкурентоспособности. В период 1996-2000 годов рост ВВП Финляндии составлял в среднем 5,1 % в год, в то время как в США - 4,3 %, Японии - 1,3 %, ЕС - 2,6 % [Химанен, 2002: 20]. Наибольшего прироста ВВП Финляндии достиг в 2006 году и составил 5,5% к предыдущему году. После кризиса 2007-2009 годов экономика Финляндии - одна из наиболее динамично восстанавливающихся; уже к 2010 году прирост ВВП практически восстановился на докризисном уровне и составил около 5% [Nordic..., 2013]. Финляндия - страна, где показатель уровня бедности один из самых низких в мире. Если в среднем по развитым странам доля живущих за чертой бедности составляет 10,6 %, а в США - 14,1%, то в Финляндии этот показатель равен 3,8% [СевернаяЕвропа..., 2008: 199]. Поразительный экономический рывок небольшой северной страны с населением немногим более 5 млн чел., не обладающей сколько-нибудь значительными ресурсами, кроме леса, объясняется исключительно сбалансированной и продуманной инновационной политикой, основой которой служат научные исследования и разработки. Финляндия - признанный мировой лидер в развитии национальной инновационной системы, основанной на объединении в единое целое производителей и потребителей знаний. В этой связи представляется целесообразным детальное изучение отдельных компонентов рассматриваемой системы. В данной статье анализируются особенности функционирования в Финляндии Академии наук и образовательного сектора, который рассмотрен на примере Лапландского научно-образовательного кластера. 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz