Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))

это привело к тому, что традиционные методы пропаганды науки, основанные главным образом на энтузиазме отдельных ученых, перестали удовлетворять запросам общества. Потребность в необходимости массового образования существенно возросла в послевоенные годы. Главными объективными причинами необходимости массового образования взрослого населения в послевоенные годы был значительный ущерб, нанесенный Великой Отечественной войной всей системе советского образования, а также вызванная войной депрофессионализация значительной части населения. Популяризация науки выступала в этот и последующие периоды и как инструмент привлечения молодых, талантливых, энергичных кадров. Популярный в то время лозунг «наука принадлежит народу» подразумевал не только практическое применение научных достижений в народном хозяйстве. В понятие долга советского ученого перед народом входила необходимость регулярных публичных выступлений в массовых аудиториях. Огромное общественное значение таких выступлений обусловлено многими факторами. Прогресс в любой области неразрывно связан с ростом культурно-технического уровня народа, с развитием его социального самосознания, с распространением в широких слоях населения передового мировоззрения. С этим не могла справиться одна только школьная система просвещения, и в обществе оставалась неудовлетворённой потребность в получении научных знаний. Публичные выступления ученых лучше всего отвечали такой потребности, а непосредственное общение с представителями науки, возможность задавать вопросы нельзя заменить никакой другой формой получения знаний. По мнению академика П.П. Артоболевского, одного из инициаторов создания общества «Знание»: «... такие выступления ученых являются своеобразной формой отчета науки перед народом. Известно, что на научные изыскания идет заметная часть государственного бюджета. Поэтому естественно и справедливо желание широких масс узнать, каков общественный смысл предоставления ученым самых льготных условий для их исследований, на какие конкретные цели идут научные ассигнования, какую они дают отдачу, как понимают ученые свою ответственность перед обществом, что обещает принести людям наука в обозримом будущем. Ответить со знанием дела на эти вопросы никто лучше ученого не может» [Артоболевский, 1967: 34]. Получили широкое развитие разнообразные общественные формы участия интеллигенции в распространении политических и научных знаний. 29 апреля 1947 г. Совет Министров СССР принял постановление о создании Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, которому предшествовала деятельность Всесоюзного лекционного бюро при Министерстве высшего образования СССР и Союза воинствующих безбожников, занимавшегося распространением научных и материалистических знаний. 1 мая 1947 г. в газете «Правда» было опубликовано обращение инициативной группы видных советских ученых, общественных деятелей и работников искусства страны ко всем деятелям советской науки, литературы и искусства, а также к научным, общественным и другим организациям и учреждениям Советского Союза с призывом организовать Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний и создать, тем самым, новый рычаг для культурного роста и идейно-политического воспитания советского народа. Среди подписавших обращение были академики С. И. Вавилов, И. Э. Грабарь, Б. Д. Греков, Е. В. Тарле. Призыв нашел активный отклик у общественности: 7 июля того же года в Большом театре состоялось Учредительное собрание, а 10 июля был сформирован Президиум общества, первым президентом которого стал академик С. И. Вавилов, бывший в то время президентом Академии наук СССР. В своей речи на Учредительном собрании общества он сказал, что «эта организация должна стать проводником передовых научных знаний от специалистов к народу» [Комков, 1974: 392]. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz