Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))

Аннотация Статья посвящена общественной деятельности ученых Кольского филиала АН СССР по пропаганде и популяризации научных знаний в 1947-1985 годах. Ученые - лекторы общесоюзного общества «Знание» способствовали как повышению общей культуры и образованности населения, так и профессиональному росту специалистов. Обширная лекционная деятельность играла исключительно важную роль в научном просвещении населения. Помимо лекций привлекательными являлись и другие формы пропаганды среди населения: конференции, вечера отдыха, вопросов и ответов, тематические вечера, диспуты, встречи со знатными людьми, лекции-концерты, устные журналы, творческие отчеты ученых в производственных коллективах. Ключевые слова: пропаганда, популяризация, первичная организация, лекционная деятельность, народный университет. A.G. Samorukova THE PROPAGANDA AND POPULARIZATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE IN THE KOLA BRANCH OF THE USSR ACADEMY OF SCIENCES Abstract The article is concerned with a social activity of the Kola Branch of the USSR Academy of Sciences to propagate and popularize knowledge in the period 1947-1985. The scientist-lecturers of the All-Union «Knowledge» Society helped to increase the general culture and education of the public, as well as the professional development of the specialists. Extensive lecturing was of primary importance in educating the public about science. In addition to lectures, other forms were used to scientifically educate general public: conferences, recreational gatherings, including those with discussion periods, meetings with famous people, lecture-concerts, oral journals, scientific repots in factories and other production collectives. Key words: propagation, popularization, primary organization, lecturing, people’s universities. История развития науки в нашей стране с самого начала была тесно связана с ее популяризацией. Еще в XVIII в. каждый профессор Российской Академии наук в соответствии с проектом устава Академии наук, утверждённым Петром I в 1724 г., обязан был не только заниматься научной работой, но и читать лекции в Университете при Академии. Однако подлинным основоположником просветительской традиции российской науки можно считать М. В. Ломоносова, который первым обратил внимание на систематическую пропаганду естествознания в России, рассматривая ее как необходимое условие прогресса общества и используя для этого все доступные средства: публичные лекции, статьи, переводы и даже стихи. Традицию научной пропаганды продолжили такие известные русские ученые и просветители, как А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, И.И. Мечников. В XX в. по мере становления и развития советского общества условия пропаганды знаний коренным образом менялись. Это было связано с тем, что небывалыми в истории темпами поднимался культурный уровень населения, и росла потребность в знаниях. Все 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz