Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))

прохода иностранных судов при советской ледокольной проводке с правом захода в советские порты. Актуальности «мурманских инициатив» служило то, что они учитывали интересы государств региона, соблюдая принципы равенства и безопасности. Это был своеобразный призыв к открытости, диалогу, добрососедству, что и предполагала перестройка. Выступление генсека непосредственно предшествовало начавшемуся 6 октября 1987 года визиту в СССР президента Финляндии Мауно Койвисто. В январе 1990 года в газетах стали появляться статьи, касающиеся международной политики в Арктике [Киселев, 2011: 229]. Приводимая в них информация отражала сделанные в Мурманске заявления. По итогам визита 8 октября 1987 года состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС, на которое были приглашены первый секретарь обкома партии В.Н. Птицын и председатель облисполкома Ю.З. Балакшин. На заседании выступил председатель Госплана СССР Ю.Д. Маслюков, который акцентировал внимание на экстенсивном развитии Мурманской области в последние годы. По итогам заседания по поручению М.С. Горбачева было издано постановление КК КПСС и Совета министров СССР « О мерах по ускорению экономического и социального развития Мурманской области в 1988-1990 годах и в период до 2005 года». Официальное постановление № 338 от 10 марта 1988 года было опубликовано 13 апреля 1988 года в газете «Полярная правда» [Киселев, 2011: 229]. Выполнить задачи, которые были сформулированы в этом документе, полностью не удалось. Кроме того, на фоне начинавших разворачиваться в Советском Союзе событий и явных просчетов внутренней политики в мае 1989 года добровольно ушел в отставку Первый секретарь мурманского обкома партии В.Н. Птицын. Уже первые годы перестройки показали, что западная система реформ стране не подходит, необходимо было искать свой путь развития с учетом российского уклада жизни, географического и геополитического положения [Годы застойные, 2000: 27]. Таким образом, со сменой власти в СССР в марте 1985 года появилась надежда на качественные изменения в жизни общества и страны. Вместе с тем, как свидетельствуют воспоминания Председателя Совета министров СССР Н.И. Рыжкова, команда Генерального секретаря не имела четкого плана реализации предложенных инициатив [Рыжков, 1992: 8]. Во многом по этой причине многие программные заявления руководства ЦК КПСС остались просто декларациями. В целом предлагавшиеся реформы не были неожиданными. Они не нарушали устоявшихся принципов концепции развития социализма и ориентировались на ускорение научно-технического прогресса. Однако уже первые годы преобразований показали, что предложенная система реформ по западному образцу буксует, а старая советская система перестала восприниматься обществом на волне нараставшей политике открытости и гласности. Список литературы Абалкин Л.И. Советское общество: революционное обновление. М.: Изд-во МГУ, 1990. 116 с. Борисов В.К. Демократизация общества и преодоление бюрократизма. М.: Изд-во МГУ, 1990. 116 с. Величко С. А. Перестройка в СССР (1985 - 1991 гг.) в Отечественной и Зарубежной историографии // Известия Томского политехнического университета. 2005. № 1. С. 199 -205. Годы застойные...Годы достойные! Мурманск: Пазори, 2000. 262 с. Горбачевские чтения: проблемы внешней политики М.С. Горбачева. Перестройка как опыт преодоления тоталитаризма: выводы для будущего / Международный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд) 2003. С. 196-205. 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz