Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))
В Кировске разрешили, потому что здесь святое место. Здесь они не могли. Они чувствовали, здесь все на костях. Город Кировск сам, эти рудники все - там людей, где умирали, их туда же закапывали или в бетон заливали. И это все на глазах у них, конечно. Какие бы они ни были монстры, совесть есть в каждом человеке <...> Апатиты уже позже, моложе были, не так уже здесь много было трупов. Но тоже есть. Кировск, двадцать девятый год, это первые ласточки вот эти. Страшно. Там не одна тысяча людей. Народ всё это чувствовал и видел. Никакое оружие, ничего не могли сделать. Пришлось разрешить, а куда деться. Всё на костях, на мощах - это все помогало. Особенности местной православной культуры Как уже отмечалось, результатом гонений и непоследовательной религиозной политики нередко становилось формирование уникальных особенностей местной православной культуры, которые хотя и не отходили от канонов официальной церкви, но оказывали значительное влияние на местные приходы. Так, кировско-апатитский приход сформировался в условиях неагрессивной в отношении религии местной политики властей, в среде, которая характеризовалась достаточным числом верующих людей, в большинстве своем спецпереселенцев (недавних крестьян) и их потомков. Отец Василий отмечает, что таких людей, уже прошедших через репрессии, уже сосланных на Крайний Север, трудно чем-либо еще напугать. Это социально-психологическое обстоятельство, а также стратегическое значение местных предприятий и заставило власти быть весьма осторожными в выборе методов воздействия: Особенность, что в основном, изгнанные из своих родных земель, из родных домов. Они это чувствовали. Этот дух терпения и выносливости, смирения - вот это есть у северного народа. Доброта вот эта, она чувствуется. Вот в средней полосе, там уже народ другой. Там народ другой, менталитет совсем. Там остались какие - плохие остались. Хороших они сюда отослали. Одних расстреляли, а других сюда отослали. Поэтому это чувствуется. Здесь добрее народ. Здесь злой и не выживет. Именно вот эта дружба, сплоченность, суровый климат - вот это всё способствовало тому, что вот это есть, что вот эта особенность. Что немножко чище, чище духом. Таким образом, объективная демографическая ситуация, с одной стороны, и устойчивые представления об исключительных качествах населения Севера, с другой стороны, служат для аргументации «духовной чистоты» места, благоприятствующей развитию православия. Эта позиция характерна для местного духовенства и неоднократно высказывалась, в частности, известным в регионе православным историком о. Митрофаном (Баданиным) [Митрофан, 2011]. Характеристика социальной среды дополняется отношением к аборигенным жителям края: несмотря на разнообразный этнический состав населения, крайне незначительно представлены верующие среди коренного населения - не столько в силу их «безверия», сколько по причине малочисленности: Что тут практически местных - раз-два и обчелся. Лопари там, их на руках можно, на руках и ногах посчитать, их осталось немного. Семей несколько. То есть люди все приезжие. Уже упоминавшийся сакральный аспект, а также мученичество тех, кто строил новые города, по мнению информанта, оказали значительное влияние на местную православную культуру: У нас и храм называется Новомучеников и Исповедников Российских. Много тысяч причислено, а много не причислено. Я говорю, то, что всё на костях построено. В заключение отметим, что влияние православной культуры в Кировско- Апатитском районе традиционно, как это ни парадоксально, не так значительно, как во 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz