Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))
организаций, таких как Евангельские христиане-баптисты, Пятидесятники, Свидетели Иеговы и другие, произошло в конце 1980-х годов: Катакомбные - нет. Здесь сектантов и было, и есть. Катакомбных не было здесь. Это были на юге <...> [о сектах - Я.О.]. Ну, я бы не сказал, но они раньше, чем у нас на Белоречке храм появился. Они пришли сразу, как только Горбачев рушил стену берлинскую. Как пошла перестройка, мозгов перестройка, то они сразу пришли с деньгами, с большими деньгами. Они же были с запада. Если они даже и были где-нибудь, то о них никто ничего не слышал. Таким образом, перестройка и политико-идеологическая ориентация страны на «Запад» рассматриваются как исторический рубеж, после которого положение православия отчасти осложнилось. Особенно следует отметить традиционное влияние женщин в северных православных общинах и приходах. Достаточно, например, вспомнить монахиню Евдокию (Волкову), которая была первой старостой Казанского храма Кировска. Сам отец Василий, однако, не склонен особо подчеркивать роль женщин в формировании местного прихода, традиционно оставляя им функцию «помощниц», обладающих «выносливостью», «стойкостью» и т.п.: Женщина - помощник, а помощник - он всегда более стойкий, более трудолюбивый, более выносливый. Начальник-то более нежный. Чем-то с кувалдой-то по ОваОгіать часов каждый день возиться, в карьере работать. А тут карандашом. Вот так и здесь получается. Женщины на вид слабже, а на самом деле психология у них, вот этот стержень есть. Потому они дольше живут. Потому и здесь они не так сильно боялись. Мужчины - да. У них, в основном, были карьеры, а женщины - помощники были. Информант опровергает распространенное среди верующих мнение о том, что женский монастырь был основан в Кировске из памятных соображений. Он предлагает более рациональное объяснение: Просто мужской был уже в Мурманске, надо было и женский < . . . > . Особых причин не было. Просто нужда была в женском, а монахинь нету. Не готовы еще. Одна, так и есть одна. Поэтому это чисто рабочий такой момент. Потребность. Особенности географического расположения прихода Как было отмечено выше, наличие одного храма на два города общей численностью населения от 60 до 100 тысяч человек в 1960-1970-х годах вполне могло удовлетворить потребности местных верующих. Однако в 1980-е годы неоднократно поднимался вопрос о строительстве церкви в Апатитах. По словам отца Василия, в том, что подобные попытки не были реализованы, в меньшей степени были виноваты местные власти, в большей - сами заинтересованные лица, которые не смогли проявить достаточно активности: Ну, до меня пытались. До меня было попыток немножко там. Лет пять до меня пытались, но там же надо трудиться. Это же надо и день и ночь. И ходить искать материалы и деньги, и ночами не спать, как говорится. Думать, где что, а днемработать. Но пытались. Открытие храма в Кировске в 1946 году объясняется комплексом причин. Помимо указанных, нельзя не отметить и то обстоятельство, что Кировск на момент открытия храма являлся наиболее интенсивно растущим городом Мурманской области. К тому же время открытия храма приходится на эпоху относительно позитивных церковно государственных отношений послевоенных годов. Однако информант указывает на еще одну, сакральную причину: 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz