Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))

особенностей местной православной культуры. По крайней мере, мы можем утверждать, что таково мнение представителя данной культуры, хорошо осведомленного в вопросах истории ее развития. В связи с быстрым ростом населения г. Апатиты в 1970-1980-х годах значительную часть прихода кировского храма составили апатитчане. Следует сделать вывод, что верующие жители г. Апатиты в равной степени были вовлечены в деятельность кировского прихода: Две трети кировского прихода были наши прихожане. Нельзя не отметить мысль, высказанную отцом Василием, об отношении местных властей к верующим, которая во многом объясняет «бесперебойное» функционирование кировского храма, даже во времена активных гонений на церковь в 1960-х годах: Конечно, препятствовали. Но старались все равно ездить. Иногда это грозило карьерой и так далее. Но все равно, невзирая ни на что, многие рисковали, ездили. <...>. Но тоже не дураки были эти агенты, всё видели, но терпели. Где же взять других? Я много беседовал с людьми - ну а куда ж ещё - дальше же не сошлют, крайний север же. Вот. И кто-то должен был трудиться на фабриках, на АНОФе и на рудниках. И строили города оба, и не только наш город, и Полярные Зори, и Ковдор - трест здесь строительный был ордена Ленина, очень мощный. Не больно-то все хотели с бетоном-то в мороз работать, зимой и летом. В действительности, климатические условия региона в сочетании с особенностями заселения Кировска и Апатитов сковывали власти в реализации государственной политики в сфере религии. Руководство местных предприятий, которое должно было играть важную роль в осуществлении антирелигиозной политики, фактически составляло особый пласт верующих вместе с местными чиновниками: Начальники были даже некоторые, я знаю. Но те более рисковали, прятались там, вызывали на дом священника. Боялись <...> Вот те, кто был чиновники, те боялись. Хотя тоже были среди них верующие, но они старались более скрытно. Если крестили, то крестили на дому, по вечерам, чтобы никто не заметил. Стоит отметить тот факт, что, по словам отца Василия, начальники местных предприятий и чиновники, верующие или неравнодушные, оказывали немалую помощь кировскому, а затем и апатитскому приходам. Однако даже в условиях перестройки подобное содействие носило, в подавляющем большинстве случаев, тайный характер: Ну, на людях старались - нет. А так, скрытно всё, тайно. Так и должно быть. Господь говорил, что делать благие дела надо тайно. Так что даже здесь их идеология заставляла поступать именно по-христиански. Помогали, да. Не сильно, боялись всё-таки. Говорили: «Только никому не говори!» Деньгами, кто материалами. Подобное весьма лояльное отношение местных властей оказало влияние и на практику внецерковных обрядовых мероприятий. Несмотря на отмеченные выше случаи отправления таинств на дому, коллективные религиозные обряды, к примеру, молитвы в доме или в лесу, имели, по мнению церковнослужителя, меньшую распространенность, чем в других регионах России, прежде всего, тех, откуда выселяли людей: Да было всякое, конечно. Старались, чтобы и соседи не знали. Но здесь не так это все было. Это в средней полосе, где выселяли, да. Там было больше. А здесь, я говорю, уже выслано. Дальше уже некуда высылать. Таким образом, край, куда ссылают, предоставляет, как ни парадоксально, больше «свободы» для удовлетворения потребностей верующих и одновременно - для сохранения чистоты вероисповедания. По мнению информанта, по той же причине в Кировско- Апатитском районе не были замечены и катакомбные церкви, и другие представители неканонической православной юрисдикции. Появление же прочих религиозных 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz