Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))
православие, церковный приход, священник, государственно-церковные отношения, православная культура. Y.V. Obuhow “THE PATIENCE, STAMINA, AND HUMILITY OF GENIUS - ALL THESE FEATURES BELONG TO THE NORTHERN NATIONS”: ABOUT THE PECULIARITIES OF THE ORTHODOX PARISH CULTURE OF KIROVSK-APATITY DISTRICT. (ACCORDING TO THE MATERIALS OF INTERVIEW WITH AN ARCHPRIEST VASILIY DANIL'TSEV) Abstract The article presents an analysis of the parish culture of Kirovsk-Apatity district. This material is based on the interview with the hegumen of the Church of the New Martyrs and Russian Confessors in town Apatity, an archpriest named Vasiliy Danil’tsev. An effort was made to identify the features of the local Orthodox culture. Key words: Orthodoxy, parish, priest, state-church relation, orthodox culture. В последние десятилетия значительно возрос интерес исследователей к истории православия в России, особенно к периоду интенсивных гонений на церковь с 1930-х по 1980-е годы. Изучение государственных архивов, законодательных актов и свидетельств очевидцев в значительной степени помогло нам в понимании особенностей государственно-церковных отношений и их неоднозначности, которая не в последнюю очередь объясняется региональными и местными особенностями [Грашевская, 2005]. Сохранение православия как религии в отдельных областях страны во многом зависело от инициативы верующих людей и прихожан, что не могло не сформировать набор уникальных неканоничных религиозных традиций. Исторические особенности Кольского Севера также сформировали особенную приходскую культуру. Еще в начале прошлого века государственный деятель А.А. Папков определил церковный приход как «церковное общество верующих, совместно со своим причтом имеющее храм и подчиненное местному епископу как высшему своему пастырю, с благословения которого руководство в приходе вверяется местному священнику» [Папков, 1907]. Однако в условиях атеистической, а порой и антирелигиозной государственной политики приход, зачастую даже лишенный храма или связи с формальной структурой церкви, не прекращал своего существования. К середине 1950-х годов в ведении Архангельской и Холмогорской епархии, территориально включавшей в себя Кольский полуостров, находился 31 храм (к примеру, в дореволюционное время число храмов превышало четыре сотни). В Мурманской области, начиная с конца 1940-х, действовало лишь 4 храма и, несмотря на значительный прирост населения, процент верующих среди которого был высок, к середине 1980-х годов в области осталось 2 действующих храма. Так, в 1946 году в г. Кировске был открыт храм Казанской иконы Божьей Матери, который не прекращал своей деятельности вплоть до 2005 года, когда был преобразован в Хибиногорский Женский Монастырь. Учитывая среднюю численность населения в Апатитском и Кировском районах области в совокупности с территориальной доступностью, можно предположить, что население центральных районов полуострова не испытывало значительного недостатка в храмах. Демографические особенности прихода Беседа с настоятелем Церкви Новомучеников и Исповедников Российских г. Апатиты протоиереем О. Василием (Данильцем), действительно, указала на ряд 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz