Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))
совмещать с праздником Троицы, зафиксировано в поговорке: «Без Троицы дом не строится» [Байбурин, 1983: 47]. Место, на котором построен храм, безусловно, является частью городской мифологии, и подлежит неоднозначному оцениванию [Разумова, 2009: 143]. Результаты нашего исследования говорят о том, что многие информанты определяющим фактором выбора места считают традицию: «как положено» (строить храмы) или «как должно быть». Они уверены в том, что знают, «как положено», поскольку «люди так говорят». Положено, чтобы храм стоял на возвышении, в самом примечательном месте в городе, чтобы он был доступен и удобен для посещения. Ряд информантов с атеистическим мировоззрением, а также невоцерковленные верующие определяют место как «неправильное»: Соб.: А вот, что ты скажешь по поводу церкви... Инф.: А что тут скажешь! Неправильно она тут стоит! Соб.: А почему? Инф.: Да потому что на перекрестке, кто ж церкви на перекрестках строит! Тогда и в газете, в «Городском времени», по-моему, еще даже об этом писали. Соб.: А чем перекресток плох? Инф.: Дак ведь на перекрестках всякую ... всякие штуки делают. Там заговоры всякие, гадают. Соб.: А сама церковь нравится? Внешне? Инф.: Да, в принципе, она ничего, и такая даже симпатичненъкая. Но я ведь туда не хожу. Я даже некрещеная. Как-то не задалось (3). Представления о перекрестках как местах пребывания нечистой силы и осуществления ритуально-магических действий неоднократно были предметом этнографического изучения (см., напр.: [Носова, 1975]). Д.К. Зеленин писал о том, что смерть некрещеных младенцев отмечалась крестами на перекрестках дорог. Поверья о некрещеных детях во второй половине XIX в. носили христианский характер: «некрещеные дети жаждут креста и имени». Их хоронили на перекрестках дорог, там, где могилы могли «крестить» люди [Зеленин, 1995: 65]. Таким образом, перекресток воспринимается как место, не подходящее для церковного здания. Особенно оживленно дискуссии по поводу места, на котором стоит храм, велись в городской среде в момент постройки и начала работы церкви (2001-2002 гг.). Например, когда стало известно, что в городе увеличилось количество смертей, в особенности от раковых заболеваний, это обстоятельство связывалось с «неправильным» месторасположением церкви. Со своей стороны, город порождал вопросы, и церковь, главным образом, в лице священнослужителя, давала ответы. Диалог осуществлялся, в частности, через местную прессу. С позиции воцерковленных верующих и членов общины, противоречие, связанное с «неправильным» местом размещения церкви, снималось тем, что выбор был обусловлен Божьей волей. В городской среде бытует сюжет о проявлении Божьей воли, естественно, включающий мотив чуда. Семейная пара решила сделать снимки из своего окна, и они увидели, как на фоне чистого неба над золотыми куполами храма появились семь звездочек, расположенных в определенном порядке. «Явление звезд над храмом произошло в богородичный праздник Благовещения, что подчеркивает отсутствие случайности и свидетельствует об особом попечении Пресвятой Владычицы над нашим городом и храмом» [Удивительно, но факт, 2003: 12]. То, что звезд было семь, по мнению воцерковленных верующих, также не случайно и имеет сакральный смысл: 7 апреля - день празднования Благовещения: «Цифра семь - это полнота Божественного благословления храму и людям, ибо семь великих архистратигов предстоят Престолу Божьему, и семисвечник стоит у нас на престолах в каждом храме. В общей конфигурации звезд просматривается крест - знак Божьего благословления, оружие против дьявола, знак победы над грехом и смертью» [Там же]. 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz