Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))
И когда у одних там погиб сын. У них был там коттедж. И они его выделили для церкви (5). Усилиями общины дом переоборудовали в церковь. Однако место считалось неудобным, и община очень хотела получить место в границах пространства, которое рассматривалось как собственно городское. Церковь была расположена достаточно далеко от жилых домов, и путь к ней преграждали многочисленные железнодорожные составы, что очень затрудняло, а для многих даже делало невозможным посещение храма: Там место было неудобное, за железной дорогой, лишний раз не пойдешь. Да и сами понимаете, у нас за железной дорогой кладбище городское. Как-то мне неуютно было, конечно, я понимаю, что церкви там всегда были при кладбищах, но это такие специальные что-ли <...>. А теперь <...> в городе - жизнь (7). Информанты и сейчас воспринимают пространство «за железной дорогой» как иное, «не городское», и, более того, как территорию мертвых. Церковь, по их мнению, должна находиться в «живом пространстве». Кладбище - сложный культурный феномен, эмоционально значимое культурное пространство [Некрополи Кольского Севера, 2013], и соотнесение с ним церковных объектов подлежит отдельному исследованию, поэтому здесь мы ограничимся лишь вышеприведенным примером. «Свой храм - это большое счастье» Новую церковь, построенную в 2003 году, нередко определяют как первую в городе. Переоборудованное здание церкви за железной дорогой не воспринималось как настоящая церковь: «Хочется надеяться, что теперь уже осталось недолго ждать того счастливого времени, когда у полярнозоринцев будет своя, настоящая церковь» [Дубинина, 2001: 2]. Бытует мнение о том, что место расположения церкви в городе отражает отношение жителей к вере. Приведем пример из интервью с одним из священнослужителей области: Вот обратите внимание, где у нас расположены храмы? Все на периферии. Один на конце улицы, другой вот здесь, тоже непонятно где. О чем это говорит? В первую очередь о том, какое место занимает вера в жизни людей ( 8 ). Тот факт, что в 2002 году новая церковь разместилась в собственно городском пространстве, может свидетельствовать об изменении отношения к православной вере и значимости культовых объектов не только у жителей города, но, прежде всего, на уровне управления, поскольку именно руководство города решает вопрос о месте будущего строения. В научной этнографической литературе, посвященной проблемам изучения традиционной культуры домостроительства, включающей храмостроение, принято подразделять строительные ритуалы на три цикла: обряды, связанные с определением наиболее благоприятных условий (материала, места и времени) для строительства дома; обряды, сопровождающие непосредственный процесс возведения жилья; обряды, совершаемые при переходе в новый дом [Байбурин, 1983]. Остановимся подробнее на первом цикле. Это выбор места, материала и времени для строительства. Все, что касается места для постройки храма, подлежит обсуждению и оценке среди городского населения. Человек воспринимает части городского пространства через иерархическое ранжирование: «выше» - «ниже». Центр оценивается «выше», периферия - «ниже». Религиозные храмы, в представлениях горожан, относятся к объектам с высокой оценкой [Тыхеева, 2007]. И в случае строительства церкви необходимо учитывать, что в «храме сознательно воплощается образ вселенной», это «особое место», «Дом Бога» [Байбурин, 1983: 11-15]. Результаты нашего исследования позволяют сделать 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz