Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))
ХЦ <Химический цех - А.Д >. А еще ранее часовня располагалась в вагончике в лесу за медсанчастью, потом ее сожгли. На том месте сейчас стоит крест ( 2 ). Невоцерковленные информанты, а также неверующие (атеисты) либо путаются в представлениях, либо воспроизводят историю фрагментарно: Я тогда еще маленькая была, ну как маленькая, лет десять мне было, я что-то такое помню. Тогда в городе активно обсуждали это. Что сгорел там (.) я не помню, то ли вагончик, то ли (.). Помню свои ощущения, я, честно говоря, до сегодняшнего момента у меня были такие воспоминания почему-то, что там сектанты какие-то были. Может, отношение такое было к этому. Не буду утверждать стопроцентно. Но вот крест там стоит в лесу за МЧС, во всяком случае, стоял раньше. Это есть, я (.) что и какой он там я ведь маленькая была, я сейчас там и не бегаю (смеется). Это мы в детстве там постоянно бегали» (4). Строительство часовни в городе планировалось еще в 1994 году. В отношении ее облика архитектурные предпочтения отдавались часовне городского типа удлиненного готического стиля [«Выше, значит ближе к Господу», 1994]. В итоге построить часовню не удалось, и 15 января 1995 года был приобретен вагончик-бытовка, который установили 8 февраля на отведенном городской администрацией земельном участке в лесу за больничным городком. Просуществовал он недолго, его сожгли 12 июня того же года. Это место в настоящее время считается святым для православных верующих, туда совершаются крестные ходы. На месте сгоревшей часовни (вагончика) стоит крест. Уничтожение первого культового сооружения ассоциируется с «тяжелым временем для верующих» [Савицкая, 2012], которым негде было разместиться, и службы проходили на квартирах, а то и на улицах города. Члены общины неоднократно просили выделить им строение для церкви. Отказа со стороны городского управления не было. Дискуссии по поводу места размещения здания для верующих велись не один год. Для перестройки предлагались сооружения в разных частях города [С миру по нитке, 1994], чаще всего рассматривались здания бывшего магазина спортивных товаров или кинотеатра. Ряд информантов подчеркивает, что место, где находится кинотеатр, было бы самым «правильным» для постройки (или перестройки из имеющегося) на нем церкви: Тогда такое время было. Девяностые годы. И-и-и. Сами понимаете. Трудное для народа. Хотели перестраивать кинотеатр, потом что-то не заладилось. А ведь место самое красивое в городе. На горе. И отовсюду видно было бы. Там бы самое место ей < ц е р к в и —А.Д.> (5). 1995 год стал знаменательным в истории церкви на Кольском Севере: в декабре решением Священного Синода была создана самостоятельная Мурманская и Мончегорская епархия путем выделения приходов из состава Архангельской епархии. Руководить епархией был назначен Преосвященный Симон [Определения Священного Синода, 1996: 14]. С появлением епархии количество церквей в области начало расти. Воцерковленные верующие информанты связывают данный период с оживлением религиозной жизни общины. Некоторые из них подчеркивают, что возрождение традиции открывать молитвенные дома в области связано с возрождением городов области в целом: ... Тогда и города стали возрождаться. Везде, где построены были храмы. Это и Мончегорск и Апатиты и все северные поселки. Это не только мое мнение ( 6 )- Первый храм в Полярных Зорях появляется в 1996 году и располагается в одном из построенных частных жилых домиков за железной дорогой. Он был дарован приходу одним из жителей города [Иванова, 1996]. Вот как это событие описывают сами жители: Первая церковь, щас вспомню.... В девяностых годах появилась, щас я скажу когда. Наверно в году девяносто...девяносто седьмом, в девяносто шестом. Когда у одного, за железной дорогой. Там стоят коттеджи такие каменные. 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz