Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))

Город Полярные Зори и его первый храм Город Полярные Зори - самый молодой в Мурманской области. Своим существованием он обязан строительству Кольской атомной электростанции (КАЭС). Вся история города - это история Кольской АЭС. Основан он в 1968 г. как поселок энергетиков в связи со строительством КАЭС. Статус города был присвоен в 1991 г. [География России, 1998: 461]. В описаниях Полярные Зори характеризуются как город энергетиков, или город атомщиков [Разумова, 2009: 129]. История строительства Кольской Атомной электростанции достаточно хорошо отражена в литературе [Кольская атомная, 1974; Губарев, 2000; Киселев, 2003; Город Полярные Зори и его окрестности, 2013; Повелители энергии, 2013]. Историко-антропологический очерк, посвященный Полярным Зорям, есть в книге И.А. Разумовой «Культурные ландшафты Кольского Севера: города у «Большой воды» и Хибин» [Разумова, 2009: 127-152]. Строительство первого храма начинается с истории появления православной общины в 1994 году, когда епископ Архангельский и Мурманский Пантелеймон дал добро на ее учреждение в Полярных Зорях [Православная община, 1994]. Священнослужителем был назначен отец Георгий (Мигалко), родом с Западной Украины, приехавший из г. Котласа [Отец Георгий - местный батюшка, 1994]. До этого население города посещало молитвенные дома в других городах области, чаще всего в близлежащей Кандалакше. Многие информанты указывают на то, что Кандалакша была местом, куда часто ездили с каким-либо целями: Соб.1: Расскажите, как было до появления церкви? Куда ходили люди? Инф.: А в Кандалакшу ездили. У нас ведь чуть что, так сразу в Кандалакшу. И за продуктами, и в военторг там в Пинозеро ездили. И за всеми делами туда. И вот в церковь туда тоже. Тяжеловато было, особенно бабушкам (1). Город Кандалакша и сейчас продолжает оставаться местом, куда полярнозоринцы постоянно ездят: Инф.: У нас ведь здесь и купить нечего. Обувь ребенку трудно очень хорошую купить, например. Соб.: Казалось бы магазинов много... Инф.: Да они все бестолковые какие-то. И дороговато получается. Мы всегда ездим в Кандалакшу. Там и выбор больше и цены поменьше. Сейчас, правда, многие стали ездить в Финку «Финляндию - А.Д>. Даже, я слышала, за стройматериалами туда ездят. Мы, если сами не едем, то просим привезти нам оттуда. Вот эти штанишки как раз нам привезли (показывает на ребенка) ( 2 ). Полярнозоринцы отличаются достаточно высокой степенью мобильности. В близлежащие города они ездят не только за покупками, но и с другими целями, например, для получения медицинских услуг, а также и ради посещения церкви. Мотивировки при этом могут варьироваться: ... Да, говорят у нас тут и с батюшками (.), все они какие-то попадаются не такие как надо. Плохие, злые, люди говорят. Многие здесь даже креститься не хотят. Одни мои знакомые хотели дочку покрестить. Пришли крестные в церковь эту. И он <священник - А.Д > как начал там им! Да выучите три такие молитвы, да вот это надо, вот это. А они плюнули и поехали в Кандалакшу, покрестили там. Никаких проблем (3). История появления православной общины в городе, по вполне закономерным причинам, презентируется, прежде всего, в текстах членов общины и воцерковленных верующих: Моя бабушка, когда здесь жила раньше, работала в храме за железной дорогой. Храм был обустроен в бывшем коттедже, подаренном начальником 1Соб. - собиратель, Инф. - информант. 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz