Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))

символический характер городского пространства детерминирован не столько различием материальных вещей, сколько различием разнообразных источников информации, текстов. Выбор города обусловлен, главным образом, неизученностью вопросов его духовной жизни, в частности, вопроса отношения горожан к православному храмостроению. Основной задачей исследования было выяснить, каким образом церковь как новый объект вписывается в городское пространство, и какими смыслами наделяется ее существование. В том, что церковь является значимым объектом, сомневаться не приходится. При перечислении достопримечательностей города она упоминается практически всегда: «В городе Полярные Зори достаточно мест, которыми можно похвастаться: Музей в нашем городе, к сожалению, только один. В музее представлены различные экспонаты, в основном, о партизанах, защищавших Заполярье. При въезде в город можно увидеть Стелу. Это высокое сооружение, красиво подсвечивающееся ночью. Около школы № 3 стоит памятник «самолет» в честь летчиков Заполярья. Троицкий храм на перекрестке улиц Партизан Заполярья и Ломоносова. Гуляя по городу, можно увидеть памятные доски в честь героев нашего города. Город был признан самым чистым (красивым) городом Мурманской области» [Достопримечательности. URL: 1Шр://1е1:орІ5І.ог^іпсІех,рЬр/Полярныезори], В качестве информантов выступили жители города Полярные Зори с различной степенью отношения к вере: неверующие (атеисты), представители духовенства, члены православной общины, воцерковленные верующие (регулярно посещающие церковь, знающие ее устав, исполняющие ее обряды, обычаи), невоцерковленные верующие (которые утверждают, что верят, но церковь посещают редко, в случае крайней необходимости или не посещают совсем). Анализ степени воцерковленности, как например, в исследованиях В.Ф. Чесноковой [Чеснокова, 2005], не предполагался. Мы основывались на самоидентификации и поведении информантов. Основой для исследования послужили полевые материалы (тексты 27 интервью). Респонденты отбирались по методу снежного кома («snowball sampling»). Дополнительно проводился анализ местной периодической прессы, использовались книги по истории города, фото и видео-материалы, предоставленные членами православной общины церкви Троицы Живоначальной г. Полярные Зори. Полученные интервью мы рассматривали как составляющую компоненту локального текста провинциального города, функция которого не «отражать», а «создавать» городскую историю, мифологию, задавать параметры местной идентичности» [Ахметова, Лурье, 2010: 84]. Понятие «городское культурное пространство» является активно обсуждаемым и, несмотря на серьезную традицию его разработки в отечественной и мировой науке, продолжает оставаться дискуссионным, подлежит различным интерпретациям. Многие аспекты проблемы культуры и пространства рассматриваются в книге «Культура и пространство» под редакцией В.К. Мальковой иВ.А. Тишкова [Культура и пространство, 2012], в работе Д.Н. Замятина [Замятин, 2006]. Импульс к углубленному изучению проблем семиотики города и городской культуры был, как известно, дан «классической» работой Ю.М. Лотмана [Лотман, 1984], которая послужила развитию антропологического направления в изучении города в отечественной науке [ГЦепанская, 1993; Современный городской фольклор, 2003; Исследования города, 2010 и др.]. Особый предмет изучения - культурное пространство малого провинциального города (см., напр.: [Разумовский, 1989; Литягин, Тарабукина, 2001; Габдулова, 2007 и др.]). В русле названных подходов и было предпринято данное локальное исследование. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz