Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))

Представители молодого поколения, также исходя из прагматико-экономических мотивов, используют такого рода вещи в своем быту. Отделившись от родителей, они могут использовать старые советские вещи, пока у них не появится возможность приобрести новые: Много вещей из тех, что дедушка мне выделил, пригодились в общежитии. Там допустим, обогреватель за гаражами дедушка нашел советских времен, еще утюг старый. В общежитии, ладно сойдет (9). Кроме того, некоторые информанты из числа молодых утверждали, что планируют в будущем использовать по прямому назначению те вещи, которые хранятся с советских времен «на всякий случай»: Но они хранятся <детские вещи времен СССР - О.С.> так, ну, довольно достойно. Что-то на первое время можно, потому что .... Д конечно, понимаю, что, допустим, сама себя обеспечить я всегда смогу и что-то новое купить. Но опять-таки, все, что ношено мной, оно прошло проверку. Я точно знаю, что это лен, что он не испорчен, что это все мягкое, это все натуральное. Сейчас, чтобы найти что-то натуральное\ (2). Одним из мотивов сохранения предметов одежды и обуви служит женское знание о «возвращении моды»: Моя дочь просила меня не выкидывать туфли, которым уже больше тридцати лет. Она говорит, что мода возвращается, и возможно, она будет их носить. Тем более, что они импортные, очень красивые, типа «лодочки», и модные (5). Поколению советских людей навязывалась идеология оценивать вещи с точки зрения прагматики и экономической целесообразности, и в меньшей степени с точки зрения моды и эстетики. В обществе потребления, когда существует избыток вещей и возможность их частой смены на новые, все наоборот. Советская идеология в отношении культуры потребления заключалась в том, что человек должен удовлетворять свои потребности, а не следовать моде, и тем более не стремиться выделиться среди других. Одежда должна была выполнять свою непосредственную функцию (например, защищать от холода) и служить как можно дольше. Поэтому вещи отечественного производства не отличались особой «красотой», это способствовало тому, что советские люди предпочитали вещи импортного производства. Импортные советские вещи, по мнению информантов, были более «красивыми», «эстетично выглядели» и «отличались разнообразием». Особенно это касалось одежды: Конечно, они были очень некрасивые и неэстетичные <советские вещи отечественного производства - 0 . 0 . Д например, обувь, сколько себя помню, обувь всегда покупали импортную <...>. Я насколько себя помню, то есть всегда, вот обувь точно была импортная. Всегда! Ну, импорт, это могли быть польские, могли быть чешские. Когда я стала студенткой, то обувь покупала английскую, стоя в очередях, финские сапоги (6). Импортные вещи стоили очень дорого, и достать их можно было только по блату. Покупка импортной вещи была особенным событием и поводом для гордости. В некоторых семьях северян в шкафах родителей, бабушек и дедушек, до сих пор хранятся экземпляры такой одежды: Рассказывала про вещи, про костюмы бабушка: «Я всегда доставала импортные костюмы везде. Я старалась выглядеть модной!» - И эти костюмы до сих пор висят в шкафу - «Вот я его достала по большому этому дефициту, еще такой модный, импортный! Такое качество даже не найдете!» (14); Свитер у меня есть советских времен. Даже помню румынский, мама мне его в Питере купила. Он у меня из парадно-выходных перешел в разряд домашних. Знаете сколько ему лет? И главное что ему сноса нет! Его купили, когда мне 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz