Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))
(отсюда желание военнослужащих при фотографировании обязательно подчеркнуть наличие цепочки от часов [Дубровская, 2008: 32, 110, 112]), так и красноармейцы из карельской глубинки, которые получали от командования часы в качестве награды за участие в успешных операциях. Вне зависимости от того, какую из сторон в противоборстве Гражданской войны избирали мужчины, они вынуждены были менять свое отношение ко времени, ведь в боевой обстановке счет шел не на дни и недели, а на часы и минуты. Темп жизни убыстрялся, а само время «уплотнялось». Подтверждение этому находим в тексте воспоминаний А. Метелкина, относящихся к периоду боев в Заонежье весной 1919 г.: «Два часа дежурства - и свободен, а в майский день что значит два часа!» [В боях, 1957: 122]. Представления рядового об уплотненном, ускорившемся социальном времени, основанные на полугодовом опыте революционных преобразований в войсках, приходили в противоречие с реальной ситуацией традиционной провинциальной жизни. Действующие лица «Рассказов о гражданской войне» - односельчане, предки которых веками свято относились к чужой собственности, люди, никогда не имевшие замков на дверях и подпиравшие их коромыслами, когда уходили из дома, чтобы показать, что хозяева отсутствуют. В памяти повествователей сохранились подробности того, как в «новое время» эти же люди будут участвовать в реквизициях соседских запасов или станут доносить белым или красным о появлении в деревне опасных для них лазутчиков из своих же земляков. Такая не отретушированная память, зафиксированная в фольклорных текстах, позволяет лучше понять эпоху и объемнее увидеть «портрет времени». Период Первой мировой и гражданской войн, российской революции 1917 г. сыграл особое значение в становлении советской идентичности. Смерть и образ смерти, угроза смерти, сопровождавшие эти экстремальные события - важнейший элемент в механизмах запоминания / воспоминания отдельных социальных групп и обществ во всех культурах и конфессиях. Разумеется, официальный праздничный дискурс, отраженный, в основном, в документации «властного» происхождения, материалах печати, плакатах, выпускавшихся к праздникам, способствовал закреплению отдельных дат событий первой российской революции, рабочего движения, революции 1917 года и гражданской войны в качестве национальных, государственных праздников и дней поминовения. Вместе с тем огромную роль в мифологизации и закреплении «снизу» культурной памяти о событиях «переломного времени» сыграл «неофициальный» дискурс «рассказов о Гражданской войне», исходивший не только от участников, но и от не воевавших очевидцев событий. Архивные источники НА КарНЦ РАН - Научный архив КарНЦ РАН. Ф.1. Оп.1. Кол.26. Ед.хр.86- 118. Список литературы Баранцев А.П. Образцы людиковской речи. Образцы корпуса людиковского идиолекта. Петрозаводск: «Карелия», 1978. 287 с. Белякова С.М. Образ времени в русской частушке // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докладов / Ред. А.С. Каргин. Т.З. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2006. С.202-208. В борьбе за власть Советов: Воспоминания участников борьбы за установление Советской власти в Карелии. Петрозаводск: Госиздат КАССР, 1957. 255 с. В боях за Советскую Карелию: Очерки и воспоминания. Л.: ГИХЛ, 1932. 234 с. Веретенникова С.С. Время и пространство в восприятии ранних купцов и предпринимателей Флоренции // Пространство и время в восприятии человека: историко 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz