Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))

памяти. Тем самым была поставлена цель записать интервью с информантами 1925-1939 годов рождения, проживавших на момент Великой Отечественной войны в Мурманске, а также провести научное описание хранящихся в их семьях документов и артефактов военного периода. Для соблюдения репрезентативности интервью по возможности собирались и у информантов более старших возрастов. Для проведения беседы был разработан вопросник, который включал 5 блоков: 1) начало войны и эвакуация; 2) дом, семья; 3) ясли / детский сад, школа, работа; 4) бомбардировки и их последствия и 5) заключительный (дополнительный) блок. Вопросы, включенные в вопросник, нацелены на то, чтобы прояснить такие детали из жизни прифронтового города, которые, как правило, не фиксируются документами архивов: повседневные практики жителей, прифронтовая этика, настроения, страхи, социальные коммуникации. В подборе информантов привлекались общественные организации «Дети военного Мурмана» и «Дети прифронтового Мурманска». Сами названия организаций подчеркивают наличие четкой идентификации у такой категории, как «дети войны», для которой общегрупповая память выступает в качестве одного из скрепляющих идентитов. Целый ряд собранных источников характеризует, как запомнили очевидцы начало войны и эвакуацию. Для информантов этот период сопряжен с драматическими переживаниями и порой трагическими обстоятельствами. Нередко само начало войны в детском или подростковом восприятии связывается не столько с официальным обращением Советского правительства, сколько с конкретным случаем, заметно выбивающимся из привычной, мирной повседневности (первая бомбардировка, сборы в эвакуацию и т.д.): «И вот, как началась война... а мы же школу кончили... и тут сразу... вот этот дом стоит... и сразу в горы, и мы в гору. Почти весь класс пошел. И все это... активно тут... это самое... играем, бегаем тут. И тут глядим: летит самолет, самолет немецкий летит. Но уже мы... не знали, что война началась. И вдруг, я говорю: «Ребята, смотрите-смотрите, самолет!» Как он начал бомбы бросать, как мы... А тут такая скала была вот так вот. И мы вот в ту скалу, и нас оно не затронуло. Вот, эта скала спасла нас. Вот с этого война и началась». (Ж, 1927 г.р.) Еще больше трагизма звучит в воспоминаниях о бомбардировках Мурманска вражеской авиацией. Страх, горе при этом соседствовали с просыпающейся в людях стойкостью. Преодолевая эту внутреннюю, психологическую границу, которая казалась непреодолимой, жители прифронтового города обретали силу и отвагу, вне зависимости от возраста, пола и социального статуса. Важное значение для восприятия бомбовых ударов приобретала специфика района города, где жил человек: центр это города или его окраина, гора или низина, деревянный или каменный дом и т.д. Ой... милиции, например, со второго класса Толя2меня всегда встречал. Как- то у него там совпадало, он всегда меня встречал. И вот как раз... А мы шли с подружкой и самолет без... ну... так... и от него бомба полетела. Свистит. Да, вот тут, где сейчас «Евромагазин»3, да, это на Сталинской этой улице4, была, да. А мы хохочем там... с этой девочкой. Вот и... это самое... и летит, свистит и вот эта... Я забежала в Госбанк. Вот Госбанк тут и Музыкальная напротив5. Я забежала. Волной как оттуда с мест поскакали эти... работники, а я присела в уголок около окна. Тут у них, да, присела. Через меня это... рама, а женщина последняя, которая выбежала, она мне руку хотела, 2 Толя - брат информанта. 3 Имеется в виду магазин «Евророс» (в прошлом - Центральный гастроном) на пр. Ленина, д. 71 в Мурманске. 4на Сталинской этой улице - имеется в виду пр. Сталина (ныне пр. Ленина). 5Музыкальная напротив - имеется в виду Музыкальная школа на ул. Профсоюзов. 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz