Труды КНЦ вып.25 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2014(25))

миссии: «упокоение» погибших на родной земле, в том числе ради их родственников [Спасский, 2003: 223]. Фактически тексты В.В. Устинова и И.Д. Спасского могут быть объединены по сюжетному основанию. В обоих случаях повествование развивается вслед за ходом конкретных мероприятий - в первом случае следственных, во втором технических, по подъему субмарины, а сюжет представляет цепь испытаний, которые преодолевают действующие лица, убеждая в итоге общество в правильности действий государства и, в первую очередь, решений Президента. В тексте генпрокурора сюжет артикулируется как победа Правды над недоверием, воли Президента над сомневающимися, благодаря действиям Генеральной Прокуратуры. В книге ученого-конструктора он предстает как история о достойном выполнении автором и его сподвижниками принятых на себя обязательств, вопреки научно-техническим проблемам, природно-климатическим препятствиям и социальным противникам (прежде всего, СМИ), но при поддержке РПЦ. Таким образом, в обоих случаях присутствуют герои (главный из которых Президент), противники и помощники. Иной тип текста представляет издание «Неугасимая лампада "Курска"». К десятилетию событий 12 августа 2000 года» [Баданин, 2010], подготовленное игуменом Митрофаном (Баданиным) - в настоящее время епископом Североморским и Умбским. Являясь активным деятелем Русской Православной Церкви, кандидатом богословия и членом Союза писателей России, автор известен как современный православный историк Крайнего Севера. «Неугасимая лампада "Курска"» - это мемориальная иллюстрированная книга, она выполнена как фотоальбом, в котором видеоряд сопровождает и дополняет авторский текст. Последний, в свою очередь, обильно включает «чужой текст»: библейские цитаты, выдержки из документов, писем, пресс-публикаций, а также высказывания духовных и светских лиц. Вне видеоряда вербальный текст в отдельных частях лишается связности, так как некоторые фразы являются подписями к изображениям или относительно самостоятельными утверждениями, соответствующими фотографическим образам. Вместе с тем авторское повествование обладает безусловной цельностью, оно разделено на главы и развивается, повинуясь логике автора и жанра (или метажанра), который более всего подходит под определение проповеди. Основной является функция религиозной пропаганды. Текст характеризуется всеми признаками религиозного дискурса, которые обычно выделяют исследователи [Карасик, 2004; Бобырева, 2008; Кожемякин, 2011; Чумакова, 2012; Чаусов, 2013]: эзотеричностью (при открытости непосвященным), апелляцией к эмоциям, стилистической яркостью, прецедентностью, широким использованием интертекстуальных единств, высокой степенью знаковости предметной области и т.д. Комментируя историческое событие, религиозный автор помещает его в контекст специфической картины мира, интерпретирует сквозь призму религии и с помощью соответствующих категорий. Одной из важных особенностей религиозного дискурса является его обрядовость, связь с ритуальной практикой и внимание к ее смысловым, содержательным и процессуальным аспектам. В силу данного свойства текст о. Митрофана оказывается очень информативным в отношении символики описываемого события и погребально­ обрядовой стороны прощания с моряками и АПЛ «Курск». Понятно, что идейная нагрузка сочинений названных авторов разная, как и их социальная платформа, что является самым существенным фактором отбора и представления материала. Особенно в первый период после гибели «Курска», когда вначале бурно обсуждались многочисленные версии случившегося, затем осуществлялось расследование, а после оценивались выводы официальной комиссии, событие не только интенсивно осмысливалось, но и остро переживалось всем обществом. Оно затрагивало интересы государства, военных и производственных ведомств, семей военнослужащих и жителей военных гарнизонов, волновало общественных и культурных деятелей, широкие слои населения. Помимо того что бытовало множество версий, обозначились ключевые 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz