Труды КНЦ вып.124 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 5/2014(24))

следует выделить разработку моделей функциональной организации и техно­ логий формирования в рамках единого информационного пространства арктических регионов РФ виртуальных центров управления региональным развитием. В свою очередь, для решения подобных задач необходимо наличие развитой инфраструктуры связи всех арктических территорий. В советское время освоению Севера уделялось пристальное внимание: строились города, посёлки, прокладывались автомагистрали, организовывались разнообразные экспедиции и т.п. Естественно, что вопросы обеспечения связью в подобных обстоятельствах рассматривались как крайне важные. Так, например, активно развивалась в Советском Союзе КВ связь, имеющая общегосударственное назначение [9]. Однако, с началом 90-х годов общегосу­ дарственная сеть коротковолновой (КВ) связи в России стала приходить в упадок и к настоящему времени почти полностью прекратила своё сущест­ вование. В то же время, для Крайнего Севера России, в условиях высоких широт, коротковолновая радиосвязь часто является единственным способом связи. В случаях чрезвычайных ситуаций КВ-связь является важнейшим инструментом для поддержания систем управления государственными струк­ турами Крайнего Севера. В свою очередь, спутниковая связь, на сегодняшний день, практически полностью принадлежит США (подконтрольная НАТО спутниковая система связи «ИРИДИУМ»), Кроме того, спутниковая связь не всегда надёжна из-за технических особенностей распространения радиоволн в полярной среде. В свете вышеизложенного, создание систем связи в арктических условиях - сложная научно-техническая проблема, требующая для своего решения комплексного подхода, основанного на взаимодействии различных структур и ведомств [13], таких как научные учреждения, органы власти и бизнес-структуры. На сегодняшний день прослеживаются три основных пути развития единого информационного пространства арктических территорий. Первый подразумевает создание объединенной системы связи и передачи информации на основе военных (или других ведомственных) сетей. В то же время предусматривается возможность предоставления коммуникационные ресурсов в общее пользование на коммерческой основе и, тем самым, некоторая компенсация развертывание подобных сетей. На сегодняшний день существуют небольшие проекты предоставления незанятых служебных коммуникационных ресурсов на воздушном, морском транспорте. Второй путь - изолированно и независимо от ведомственных сетей, но централизованно развивать сети общего пользования. Третий вариант подразумевает (который на сегодняшний день реализуется) практически полностью изолированное узковедомственное развитие: каждый игрок на рынке инфотелекоммуникационных услуг (оператор сотовой связи, Интернет-провайдер), любая компания (топливная, энер­ гетическая и т. д.) развивает свои инфотелекоммуникационные сети само­ стоятельно. Далее изложен один из проектов развития единого инфор­ мационного пространства арктических территорий в интересах силовых ведомств, относящийся скорее к первому пути развития и представляющийся как наиболее рациональный. Также изложены другие масштабные проекты развития различных технологий связи, которые должны лечь в основу единого информационного пространства арктических территорий. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz