Труды КНЦ вып.124 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 5/2014(24))

За последние годы предложено немало подходов к прогнозированию потребности экономики в квалифицированных кадрах, определены механизмы воздействия государственной власти в данной области, а также разработаны рекомендации относительно возможностей апробации в России зарубежного опыта [2-5]. Система образования является основным источником, обеспечивающим вливание квалифицированной рабочей силы на рынок труда. В настоящее время в Мурманской области действует 28 образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов, из них 15 государственных и 13 негосударственных. Также на территории региона существует 32 средних специальных учебных заведений, из них 9 филиалов. В вузах области обучается 25,4 тыс. человек, из них на бюджетной основе - 5,6 тыс. человек, на договорной (платной) - 19,8 тыс. человек. Обучение в учебных заведениях осуществляется по 204 направлениям подготовки (специальностям), которые охватывают 21 из 28 основных укрупненных направлений. В Мурманской области наибольший спрос ведется на такие направления, как «Экономика и управление» и «Гуманитарные науки», доля которых составляет 38% и 19% от общего объема [ 6 ], что приводит к переизбытку кадров в данных областях экономики, а снижение общего контингента студентов (с 39,7 тыс. до 25,4 тыс. студентов за период с 2004 по 2012 год) приводит к уменьшению выпуска квалифицированных кадров. Моделирование ситуации, сложившейся в сфере образовательных услуг Мурманской области, позволит проанализировать имеющиеся тенденции развития и уже по полученным данным сделать вывод относительно распре­ деления мест по специальностям. Математическая модель На протяжении нескольких лет на базе Института информатики и математического моделирования технологических процессов КНЦ РАН ведутся разработки информационной технологии поддержки управления кадровой безо­ пасностью региона, представляющую собой интеграцию комплекса имита­ ционных моделей и специального программного обеспечения [7]. Данный комплекс состоит из следующих основных блоков (подмоделей): 1 ) трудовые ресурсы (для каждой базовой отрасли региона); 2 ) система образования; 3) отрасль производства, в том числе предприятия и персонал; 4) население региона; 5) фонд перераспределения трудовых ресурсов. Необходимость разработки модели системы образования связана с: • недостаточно эффективной системой прогнозирования и мониторинга кадровой потребности региона по уровням образования и профессиям; • отсутствием механизмов взаимодействия административных структур власти, бизнеса и учебных заведений профессионального образования регионов по вопросам прогнозирования кадровой потребности (с учетом формирования перспективных рынков труда) и мониторинга трудоустройства выпускников по профессии (специальности); 197

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz