Труды КНЦ вып.124 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 5/2014(24))

УДК 004.89 А.А. Зуенко Институт информатики и математического моделирования технологических процессов Кольского НЦ РАН Кольский филиал Петрозаводского государственного университета АЛГЕБРАИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОПРОСНО-ОТВЕТНОГО ДИАЛОГА ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ* Аннотация В статье описывается подход к разработке вопросно-ответных обучающих систем на основе контролируемых языков, а также алгебраических моделей представления и обработки вопросно-ответных текстов. Модифицируемые рассуждения, моделирующие стратегию опроса учителя, формализуются с использованием математического аппарата QC-структур и опираются на отношение частичного порядка “вопрос-подвопрос”. Ключевые слова: интеллектуальная обучающая система, вопросно-ответный текст, QC-структуры, алгебра кортежей. А.А. Zuenko ALGEBRAIC MODEL OF QUESTION-AND-ANSWER DIALOGUE FOR BUILDING PERSONAL TEACHING TRAJECTORY Abstract The paper introduces an approach to development of question-and-answer teaching systems using controlled natural languages and algebraic models to represent and process question-and-answer texts. We propose to build a personal teaching trajectory by means of a partial order relation "question-subquestion". A mathematical apparatus called QC-structures allows to formalize defeasible reasoning that models examination strategy of a teacher. Keywords: intelligent teaching system, question-and-answer text, QC-structures, n-tuple algebra. Введение В интеллектуальных обучающих системах (ИОС) можно выделить четыре части: учебный материал, обучающий модуль, модуль контроля и модуль проверки [1]. Рассмотрим лишь две последние составляющие. Модуль контроля знаний проверяет усвоение учеником материала; модуль проверки тестирует знания и умения ученика и выставляет оценку. Отделение модуля контроля знаний от модуля проверки позволяет определить, каких именно знаний не хватает ученику. Однако часто модуль контроля рассматривают не отдельно, а относят либо к модулю обучения, либо к модулю проверки. В работах, где встречается термин «обучающие системы», в основном, можно найти идеи по построению проверяющих систем, которые в результате анализа решений определяют умения ученика [2]. Основной целью работы таких систем остается выставление оценки. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проекты №№ 12-07-00689-а, 14-07-00256-а,). 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz